Wolfowitz Doctrine ( Доктрина Вулфовица )

Руководства по оборонному планированию на 1994—1999 финансовые годы

Доктрина Вулфовица — это неофициальное название первоначальной версии Руководства по планированию обороны на 1994–1999 финансовые годы (от 18 февраля 1992 г.), опубликованного заместителем министра обороны США по политике Полом Вулфовицем и его заместителем Скутером Либби. Не предназначенный для публичного обнародования, он просочился в New York Times 7 марта 1992 г. [1] и вызвал общественный спор по поводу внешней и оборонной политики США. Документ подвергся широкой критике как империалистический, поскольку в нем изложена политика односторонних действий и превентивных военных действий для подавления потенциальных угроз со стороны других стран и предотвращения повышения статуса диктатур до статуса сверхдержавы.

Возмущение было настолько велико, что документ был поспешно переписан под пристальным наблюдением министра обороны США Дика Чейни и председателя Объединенного комитета начальников штабов Колина Пауэлла, прежде чем был официально опубликован 16 апреля 1992 года. в Доктрине Буша [2], которую сенатор Эдвард М. Кеннеди описал как «призыв к американскому империализму 21 века, который ни одна другая нация не может и не должна принять».

Вулфовиц в конечном итоге отвечал за Руководство по оборонному планированию, поскольку оно было выпущено через его офис и отражало его общее мировоззрение. Задача подготовки документа легла на Либби, которая делегировала процесс написания новой стратегии Залмаю Халилзаду, сотруднику Либби и давнему помощнику Вулфовица. На начальном этапе составления документа Халилзад запросил мнения широкого круга инсайдеров и аутсайдеров Пентагона, включая Эндрю Маршалла, Ричарда Перла и наставника Вулфовица из Чикагского университета, ядерного стратега Альберта Вольштеттера.[4] Завершив черновик в марте 1992 года, Халилзад запросил у Либби разрешения на распространение его среди других должностных лиц Пентагона. Либби согласился, и в течение трех дней проект Халилзада был опубликован в New York Times «чиновником, который считал, что эти дебаты о стратегии после окончания холодной войны должны проводиться в открытом доступе».

Доктринальные статьи[6]

Статус сверхдержавы

Доктрина провозглашает статус США как единственной оставшейся в мире сверхдержавы после распада Советского Союза в конце холодной войны и провозглашает своей главной целью сохранение этого статуса.

Наша первая цель состоит в том, чтобы не допустить повторного появления нового соперника либо на территории бывшего Советского Союза, либо где-либо еще, который представляет угрозу такого же порядка, как та, которую ранее представлял Советский Союз. Это доминирующее соображение, лежащее в основе новой стратегии региональной обороны, требует, чтобы мы стремились предотвратить доминирование какой-либо враждебной державы в регионе, ресурсы которого при консолидированном контроле были бы достаточными для создания глобальной мощи.

Это было существенно переписано в выпуске от 16 апреля.

Превосходство США

Доктрина устанавливает ведущую роль США в новом мировом порядке.

США должны продемонстрировать лидерство, необходимое для установления и защиты нового порядка, который обещает убедить потенциальных конкурентов в том, что им не нужно стремиться к большей роли или занимать более агрессивную позицию для защиты своих законных интересов. В областях, не связанных с обороной, мы должны в достаточной мере учитывать интересы передовых индустриальных стран, чтобы отбить у них охоту бросать вызов нашему лидерству или пытаться опрокинуть установленный политический и экономический порядок. Мы должны поддерживать механизм, который удерживает потенциальных конкурентов даже от стремления к большей региональной или глобальной роли.

Это было существенно переписано в выпуске от 16 апреля.

Одна из основных задач, с которыми мы сталкиваемся сегодня при формировании будущего, заключается в переносе давних союзов в новую эру и превращении старой вражды в новые отношения сотрудничества. Если мы и другие ведущие демократии продолжим строить демократическое сообщество безопасности, вероятно, появится гораздо более безопасный мир. Если мы будем действовать по отдельности, может возникнуть много других проблем.

Односторонность

Доктрина преуменьшает значение международных коалиций.

Подобно коалиции, выступавшей против иракской агрессии, мы должны ожидать, что будущие коалиции будут представлять собой собрания ad hoc, часто не существующие после кризиса, с которым они столкнулись, и во многих случаях приносящие лишь общее согласие в отношении целей, которые должны быть достигнуты. Тем не менее ощущение того, что мировой порядок в конечном итоге поддерживается США, будет важным стабилизирующим фактором.

Это было переписано с изменением акцента в выпуске от 16 апреля.

Определенные ситуации, такие как кризис, приведший к войне в Персидском заливе, скорее всего, порождают специальные коалиции. Мы должны планировать максимизацию ценности таких коалиций. Это может включать специальные роли для наших сил, а также разработку методов сотрудничества с другими.

Превентивное вмешательство

В доктрине говорилось о праве США вмешиваться, когда и где они считают это необходимым.

Хотя США не могут стать мировым полицейским, взяв на себя ответственность за исправление всех ошибок, мы сохраняем за собой исключительную ответственность за избирательное устранение тех ошибок, которые угрожают не только нашим интересам, но и интересам наших союзников или друзей, или которые могут серьезно нарушить международные отношения.

Это было немного смягчено в выпуске от 16 апреля.

Хотя Соединенные Штаты не могут стать мировым полицейским и взять на себя ответственность за решение всех проблем международной безопасности, мы также не можем допустить, чтобы наши важнейшие интересы зависели исключительно от международных механизмов, которые могут быть заблокированы странами, чьи интересы могут сильно отличаться от наших собственных. Там, где интересы наших союзников непосредственно затрагиваются, мы должны ожидать, что они возьмут на себя соответствующую долю ответственности, а в некоторых случаях будут играть ведущую роль; но мы сохраняем возможности для выборочного решения тех проблем безопасности, которые угрожают нашим собственным интересам.

Русская угроза

В доктрине подчеркивается возможная угроза, исходящая от возрождающейся России.

Мы по-прежнему признаем, что в совокупности обычные вооруженные силы государств, ранее входивших в состав Советского Союза, сохраняют наибольший военный потенциал во всей Евразии; и мы не сбрасываем со счетов риски для стабильности в Европе, связанные с националистической реакцией в России или усилиями по присоединению к России новых независимых республик Украины, Белоруссии и, возможно, других... Однако мы должны помнить, что демократические изменения в России не является необратимым, и что, несмотря на нынешние невзгоды, Россия останется сильнейшей военной державой в Евразии и единственной державой в мире, способной уничтожить Соединенные Штаты.

Это было удалено из выпуска от 16 апреля в пользу более дипломатичного подхода.

США в значительной степени заинтересованы в продвижении демократической консолидации и мирных отношений между Россией, Украиной и другими республиками бывшего Советского Союза.

Ближний Восток и Юго-Западная Азия

Доктрина уточняла общие цели на Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии.

На Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии наша общая цель состоит в том, чтобы оставаться доминирующей внешней силой в регионе и сохранить доступ США и Запада к региональной нефти. Мы также стремимся сдерживать дальнейшую агрессию в регионе, укреплять региональную стабильность, защищать граждан и собственность США и обеспечивать наш доступ к международным воздушным и морским путям. Как показало вторжение Ирака в Кувейт, принципиально важно не допустить доминирования гегемона или расстановки сил в регионе. Особенно это касается Аравийского полуострова. Поэтому мы должны продолжать играть свою роль посредством усиленного сдерживания и повышения безопасности на основе сотрудничества.

Публикация от 16 апреля была более осмотрительной и подтверждала обязательства США перед Израилем, а также перед его арабскими союзниками.

На Ближнем Востоке и в Персидском заливе мы стремимся укреплять региональную стабильность, сдерживать агрессию против наших друзей и интересов в регионе, защищать граждан и собственность США, а также обеспечивать наш доступ к международным воздушным и морским путям и к нефти региона. Соединенные Штаты привержены безопасности Израиля и сохранению качественного превосходства, которое имеет решающее значение для безопасности Израиля. Уверенность Израиля в своей безопасности и американо-израильское стратегическое сотрудничество способствуют стабильности всего региона, что еще раз продемонстрировано во время войны в Персидском заливе. В то же время наша помощь нашим арабским друзьям в защите от агрессии также укрепляет безопасность во всем регионе, в том числе для Израиля.