Ментальная революция Спинозы


Это была ментальная революция Баруха Спинозы, молодого еврея, который превратил своё изгнание из синагоги в одно из величайших интеллектуальных освобождений в истории человечества.
Спиноза родился в 1632 году в семье португальских евреев в Амстердаме. Воспитанный в равинской традиции, он с раннего возраста узнал, что свобода заключается в повиновении божественным законам, в соблюдении ритуалов, в принятии религиозного авторитета.

Но в 24 года произошло нечто экстраординарное. Он был отлучён, полностью изгнан из своей общины за то, что задавал вопросы, которые никто не хотел слышать.


Первое откровение пришло, когда Спиноза понял, что страх был основой всего религиозного контроля.

Синагога функционировала как все религиозные институты, создавая эмоциональную зависимость через цикл страха и надежды. Страх божественного наказания, надежда на небесную награду.
Этот цикл удерживал людей в состоянии вечной духовной инфантильности. всегда ожидая, что кто-то извне решит их судьбу.

В богословско-политическом трактате Спиноза пишет фразу, которая должна быть выгравирована на двери каждой школы.

Если бы люди могли владеть всеми обстоятельствами своих жизней, они не чувствовали бы себя во власти капризов судьбы.

Он говорит, что организованная религия эксплуатирует именно наше ощущение бессилия, наше невежество о реальных причинах событий.

Но здесь находится революционное открытие.

Истинная свобода не имеет ничего общего со свободой воли в традиционном смысле.

Это не мистическая способность выбирать между добром и злом.

Реальная свобода есть то, что Спиноза назвал сознанием необходимости. Полное понимание причин твоих мыслей, эмоций и действий.

Позволь объяснить это на примере, который любой может проверить сегодня. Когда ты чувствуешь гнев, религиозная традиция предлагает тебе две опции: выразить гнев, согрешив, или подавить гнев, проявив добродетель.

Спиноза утверждает, что обе являются формами рабства, поскольку исходят из ложного предположения, что ты напрямую контролируешь свои чувства.

Спинозистский подход полностью иной.

Во-первых, ты признаёшь, что гнев является естественным следствием конкретных причин. Голод, активированная неуверенность, проекция того, что тебе не нравится в себе.

Во-вторых, ты понимаешь, что этот гнев не именно твой в том смысле, что ты его создал, но и не то, что просто происходит с тобой. Гнев представляет собой временную модификацию твоей нервной системы, вызванную биологическими, психологическими и социальными факторами.

Когда ты полностью понимаешь эту цепочку причин и следствий, происходит нечто захватывающее. Ты освобождаешься от гнева без подавления и без деструктивного выражения. Ты становишься словами спинозы адекватной причиной своих собственных ментальных состояний.


Второй урок, который иудаизм преподал Спинозе, касался природы духовных авторитетов.

Он понял, что раввины функционировали как политики или торговцы, использовали религиозное знание как социальный капитал, как средство получения власти и ресурсов. Разница в том, что они делали это во имя Бога, превращая любое сомнение не просто в интеллектуальную ошибку, но в моральный грех.

Спрашивал ли ты себя когда-нибудь, почему религиозные авторитеты всегда настаивают, что их интерпретации единственно правильные? Почему препятствуют индивидуальному чтению священных текстов?

Спиноза обнаружил, что их власть зависит от невежества и зависимости верующих. В момент, когда ты развиваешь собственные отношения со священным, тебе больше не нужны посредники.


Третье откровение касалось вины как механизма контроля.

Иудаизм, как все авраамические традиции, создаёт постоянный экзистенциальный долг. Ты рождаешься должником Богу, живёшь должником общине, умираешь в ожидании прощения. Этот воображаемый долг удерживает тебя в вечной психологической неполноценности.

Спиноза понял, что вина неестественна, она изготовлена.

Она возникает, когда ты интериоризируешь [1] стандарты, которые не имеют смысла для твоей индивидуальной природы, когда пытаешься соответствовать нереальным ожиданиям. Освобождение приходит не через божественное прощение, а через понимание. Когда ты понимаешь, почему определённые поведения называются греховными, когда исследуешь, действительно ли они причиняют вред, вина просто исчезает.

Четвёртый урок касался различия между реальным и кажущимся знанием.

Еврейская община имела впечатляющие библиотеки, организованные школы, богатую интеллектуальную традицию. Но всё подчинялось принципу. Истинное знание уже было открыто, а образование должно передавать это откровение, не подвергая сомнению.

Когда Спиноза изучил математику и естественную философию, он обнаружил разницу.

Реальное знание основывается на проверяемых доказательствах, исследуемых аргументах, изучаемых методах.

Кажущееся знание основывается на неоспоримых традициях, неоспоримых авторитетах, непроверяемых откровениях.

Теперь вопрос, который может изменить твою жизнь.

В скольких областях ты всё ещё функционируешь с кажущимся знанием? В скольких важных решениях полагаешься на традиционные авторитеты вместо самостоятельного исследования доказательств?


Пятое открытие касалось надежды как экзистенциальной прокрастинации.

Религии обещают, что настоящая жизнь случится потом, после смерти, искупления, прихода Мессии. Это обещание удерживает людей в примирении с неприемлемыми настоящими условиями. Спиноза разработал радикально настоящую философию.

Для него вечность не бесконечная длительность во времени, а качество опыта, доступное здесь и сейчас.

Когда ты полностью понимаешь что-то, действуешь из своего центра силы, выражаешь свою сущностную природу без искажений, ты живёшь вечно, независимо от того, сколько длится твоя биологическая жизнь.


Шестой урок касался подлинной общины против религиозного тройбализма.

Еврейская община Амстердама была сплочённой, но основанной на страхе перед внешним миром и внутренней конформности. Это была оборонительная, а не творческая сплочённость, которая зависела от поддержания невежества членов об альтернативах и сурового наказания отклонений.

Спиноза вообразил иную общину, основанную на общем поиске истины вместо защиты догм, где различия мнений были бы возможностями для обучения, а не угрозами, где лояльность завоёвывалась бы демонстрацией реальной ценности, а не требовалась через эмоциональный шантаж.

Это видение стало основой его политической теории.

Он защищал либеральную демократию как наиболее естественную форму правления, поскольку она позволяет группам развивать собственные субкультуры без навязывания взглядов друг другу.

Это элегантное решение плюрализма, с которым мы всё ещё сталкиваемся.


Седьмое откровение касалось критического мышления как экзистенциальной позиции.

Иудейская традиция ценила дебаты и аргументацию, но в пределах границ. Ты мог дискутировать о толковании стихов, но не сомневаться, что Тора была словом Божьим. Мог спорить о значении законов, но не предполагать, что они устарели.

Спиноза обнаружил, что настоящее критическое мышление не имеет запретных зон, исследует всё: традиции, авторитеты, эмоции, бессознательные мотивации, социальные структуры, базовые предположения. Не из деструктивного удовольствия, а потому что только через полное исследование ты различаешь ценное и бесполезное в твоём культурном наследии.


Восьмой урок касался личной свободы и социальной ответственности.

Отлучение освободило Спинозу от общественных ожиданий, но он понял, что эта свобода была бы пустой, если использовалась только для личного удовлетворения.

Реальная свобода выражается в способности способствовать освобождению других.

В этике Спиноза пишет: "Свободный человек тот, кто живёт согласно разуму и не руководствуется страхом, но подчеркивает, что разум неизбежно ведёт нас к сотрудничеству, состраданию, поиску общего блага".

Когда ты понимаешь свою связь с другими, видишь, что твоё счастье связано с их счастьем. Ты, естественно, действуешь, способствуя коллективному процветанию.

Это и есть социализм! А не то, о чём писал Крл Маркс, и тем броее не то что сотворили Ульянов (Ленин) с Джугашвили (Сталиным). прим ред.


Девятое открытие касалось истинной духовности против религиозного повиновения.

Спиноза понял, что подлинная духовность не имеет ничего общего с повиновением внешним авторитетам, а связано с развитием способности думать, чувствовать и действовать из твоего собственного центра, интегрированного в большую реальность.


Десятый и последний урок была финальная ирония.

Иудаизм изгнал Спинозу именно за то, что он слишком серьёзно воспринял глубочайшие идеалы традиции: поиск истины, ценность изучения, этическую ответственность, надежду на свободу. Он просто отказался принять, что они являются исключительной собственностью какой-либо группы или подчинены политическим соображениям.

И вот революционный вывод.


1.   «Интериоризируешь»   значит, что ты внутренне усваиваешь, трансформируешь внешний опыт, знания или поведение в свои внутренние психические структуры и умственные действия, делаешь их частью своего внутреннего мира и сознания.
Термин введён Л.С. Выготским и активно используется в культурно-исторической психологии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интериоризация

В психологии интериоризация означает процесс перехода внешних действий, социальных форм или информации во внутренние психические структуры человека. Это процесс усвоения и внутреннего освоения внешнего опыта, знаний, социальных норм и психических функций, с формированием внутреннего плана сознания и умственных действий.

Говоря проще, интериоризация — это то, как внешний, внешний по отношению к человеку, опыт и действия становятся его внутренними мыслями, знаниями и умениями. Этот процесс позволяет человеку осуществлять умственные действия «внутри себя» без необходимости внешнего проявления.