Сепаратизм

13 ноября 2013 года

В последнее время становится все больше разговоров о том, что, мол, Россия не должна развалиться, нужно противодействовать сепаратизму, необходимо жестче карать сепаратистские настроения. И, конечно, в качестве примера сепаратистских настроений приводится Татарстан. Нашли «образ врага». Все это на фоне погрома в Бирюлево. Так давайте определимся, в чем причины сепаратистских настроений в России, объективный ли это процесс, нужно ли с ним бороться, наконец, негативный или позитивный это процесс.

Уровень научного осмысления проблемы сепаратизма в СССР определялся наивно просто – «глупый» Ленин, который не имел, оказывается, ни капли русской крови, навязал социалистическому отечеству национально-территориальное деление, подложив таким образом под мощное «идеальное» государство «бомбу замедленного действия». И она сработала в 1991 году, породив «геополитическую катастрофу столетия», развалив СССР. То есть не было бы национально-территориального деления, союзных республик, то СССР не развалился бы. СССР с губернским делением до сих пор был бы сверхдержавой. Отсюда вывод – срочно ликвидировать республики в составе Российской Федерации и тогда сепаратизм, естественно, умрет. Идеализм чистейшей воды, причем идеализм, опасный для государства. Ликвидация республик только резко усилит негативные национальные процессы в России, породит сильнейшую протестную волну.

Это очень странный миф. Решали на референдуме сохранить СССР граждане, среди которых большинство были русские и «советизированные» люди. Откуда же тогда миллионные митинги за независимость Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Азербайджана, Армении, Украины (особенно Западной Украины), Молдавии? Республики Средней Азии – это всегда был другой мир, откровенно не советский, не русский и откровенно феодальный. СССР держался на насилии, любые формы национальной самоорганизации жестко контролировались и безжалостно подавлялись. Молодой Разиль Валеев разбросал на съезде писателей Татарстана листовки с предложением открыть молодежный журнал в Татарстане на татарском языке, так ему промыли все мозги и грозили посадить надолго.

Национальные элиты автономных республик мечтали перевести свои республики в союзные. Национальные элиты союзных республик мечтали стать независимыми. В СССР проводилось массовое выселение народов. Все тотально контролировалось, не зря строй называли тоталитарным, существовал негативный термин «буржуазный национализм», в противовес ему употреблялся как положительный «пролетарский интернационализм» (заметим, «крестьянского интернационализма» или «буржуазного интернационализма» не было). Сегодня Северная Корея – это зеркало СССР. Вряд ли кто захочет быть гражданином Северной Кореи, даже активисты КПРФ.

Суть не в ленинском национально-территориальном делении, а в том, что каждый человек и каждый народ хочет жить свободным. Существуют декларации естественных прав человека и прав народов. Гаяз Исхаки, видный татарский «буржуазный националист», писал: «Народы без своего независимого государства не имеют будущего». Стремление любого народа создать свое независимое государство примерно аналогично естественному стремлению любой семьи жить в своей квартире, жить своим домом. Заявлять, что жить в коммуналке для семей гораздо лучше, чем жить своим домом, – это абсурд.

Сталин писал при разработке новой Конституции СССР в тридцатых годах: Татарстан имеет все предпосылки для того чтобы стать союзной республикой. Население свыше миллиона человек – таков был один из критериев создания союзной республики, развитое экономическое хозяйство, культура, язык – вот только жаль, нет внешних границ. При этом Сталин умалчивал, что сам начертил так называемый Оренбургский коридор, который отрезал Башкирию от Казахской ССР. Не будь сталинского Оренбургского перешейка – сегодня и Татарстан, и Башкортостан могли бы претендовать на вполне суверенные государственные механизмы. Экономически Татарстан и Башкортостан вполне могут быть дееспособными. Более того, это могли бы быть богатейшие страны мира. Вполне на уровне Финляндии. ВРП в 40 млрд. долларов – это вполне обеспечивает нужды татарстанского общества.

Но суть даже не в экономике. Квебек и Каталония – богатые регионы, но в них тоже сильные «сепаратистские настроения». Если бы не сепаратизм, то на карте мира не существовало бы такого разнообразия государств. Например, мировая сверхдержава США – это чистейший плод сепаратизма. А борьба Индии за независимость? Или борьба Бразилии? Более того, как рассматривать позицию России по признанию независимости Южной Осетии и Абхазии? Как поддержку сепаратистских настроений или как поддержку стремления народов к свободе? Это примерно подобно известному выражению в советском кино – у нас разведчики, у них шпионы. Борьба африканских и азиатских колоний за независимость есть прогрессивная национально-освободительная борьба, а отделение союзных республик от СССР есть крупнейшая геополитическая катастрофа.

Сепаратисты и борцы за свободу народов в мире есть понятия вполне тождественные, и здесь не нужно занимать позицию страуса, необходим объективный подход, а не истерический страх. Успех капитализма есть выражение экономического закона – когда человек свободен и работает на себя, то его производительность труда вырастает примерно в пять раз по сравнению с подневольным трудом. Поэтому СССР проиграл экономическое соревнование. Тоталитарные государства есть государства, приспособленные только к относительно коротким периодам войны, военного положения, это по содержанию милитаристские образования, экстенсивные и поэтому изначально неконкурентоспособные. Свободная, демократическая Россия в образах врага не нуждается, как и в пропагандистских СМИ и мобилизационной экономике.

Не нужно заниматься самообманом и риторикой – народы естественно развиваются, испытывают расцвет, упадок, периоды пассионарного взрыва. Сепаратизм есть порождение объективного пассионарного импульса. Это энергия, силу которой нужно использовать во благо. Это объективный ход истории. Сегодня США – четвертый Рим, завтра Китай – пятый Рим, потом Индия – шестой. Важен принцип, государственная машина должна работать для маленького человека, для «Акакия Акакиевича», а не превращать человека в навоз истории. Это государственные машины есть навоз истории, а не человек. Татары сегодня испытывают пассионарный расцвет, нет такой силы, которая могла бы остановить движение татарского народа к созданию собственного свободного государства.

Татары должны ориентироваться при этом на создание самостоятельного демократического государства, которое могло бы интегрироваться в Европейский Союз. Татары заинтересованы, естественно, в сохранении дружественных отношений с русским народом и более того, чем демократичнее и успешнее будет Россия, тем выгоднее будет татарам. Из России не нужно рисовать образ врага, нужно осознавать: со всеми здоровыми, духовными, нравственными движениями в России нужно сотрудничать и нужно их поддерживать, так как это есть борьба также и за свободный Татарстан. Православная церковь в России, как все общество, тоже неоднородна, в ней есть здравомыслящее, здоровое, нравственное крыло и есть реакционное, шовинистическое, агрессивное.

У татар есть мощный государственнический инстинкт и есть предпринимательские способности. Татары, конечно, не враги России и не враги русского народа, наоборот, они скорее спасители России, поскольку всем ясно, особенно после погрома в Бирюлево, настроения стихийного бунта, бессмысленного и беспощадного, в России нарастают. Московской Кремль заигрывал с шовинистическими настроениями, натравливал реакцию на интеллигенцию (вспомним – приедем на танках с Урала и всю Москву усмирим), думая, что всегда сможет управлять шовинистическим ветром. Но посеешь ветер – пожнешь бурю. Волна шовинизма вполне может смести бюрократов из Московского Кремля, и как бы им не пришлось искать в недалеком будущем убежища в Татарстане.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что рано или поздно Татарстан будет «субъектом международного права». Важно, чтобы процесс движения к такому состоянию был цивилизованным, мирным, без издержек и потрясений. Татарстану тоже нужна великая России, но великая в смысле демократическом, гуманитарном, а не имперском, великодержавном. Чем выше и развитее будет культура русского народа, тем меньше вероятность роста шовинизма. Развитие татарской культуры есть не борьба с русской культурой, а впитывание, усвоение всех мировых достижений, в том числе и русской культуры.

 

Рашит АХМЕТОВ