Представленная вам брошюра представляет позицию Конфедерации независимой Польши ( Konfederacji Polski Niepodlegej — KPN) по наиболее важным вопросам, касающимся внешней политики Польши в Центральной Европе. Мы считаем эту часть внешней политики наиболее важной в силу географического положения нашей страны. Наше политическое отношение к другим частям мира является результатом нашего отношения к этой части Европы.
Обсуждаемый здесь аспект польской внешней политики часто искажается оппонентами KPN. Это часть политической игры. Приписывать нам (с полным осознанием того, что говорить неправду) намерения, которых у нас нет, - это действие, направленное на дискредитацию нас в глазах наших потенциальных партнеров. Эта брошюра должна способствовать опровержению этих фальсификаций и стать надежным источником информации о наших взглядах на политику в Центральной Европе.Мендзыморзе - это регион в Центральной Европе между Балтийским, Адриатическим и Черным морями. В то же время это территория, лежащая между Россией и Германией.
Приведенное выше определение показывает, что это географическая, политическая и культурная концепция - восточная граница рассматриваемой области определяется больше цивилизацией и культурными различиями, чем географическими. Границы между Украиной, Беларусью, Латвией, Эстонией, Финляндией и Россией - это границы не только государств, но и цивилизации. Линия, очерченная этими границами, отделяет страны, испытавшие влияние Западной Европы, от России - государства, имевшего собственный путь развития и свою систему ценностей, регулирующих общественную жизнь. Мы не считаем это бесполезным, это просто другое. Таким образом, граница между указанными странами и Россией другого типа, чем граница между Францией и Италией. Это граница между Европой и не Европой. Это разделение не устраняется русским западничеством, поскольку оно всегда было границей духовной и политической жизни в России. Так остается и по сей день. Ни Герцен, ни Синявский не присоединили Россию цивилизационно к Европе. В самой России у Достоевского и Солженицына всегда было больше голоса, для кого Россия не была Европой, хотя они соглашались, что Европа может стать Россией. Геополитика - основной фактор, определяющий идентичность стран Междуморья. Несмотря на все различия, у них есть одно общее - они были объектами зависимости и проникновения со стороны Германии и России (а в прошлом также Швеции и Турции). Каждая из этих держав стремилась поставить центральноевропейский регион в зависимость, считая это своим жизненно важным интересом. Давление со стороны Германии и России на этот регион является естественным и в значительной степени является результатом диспропорции власти между ними и каждой страной в регионе в отдельности. На западе и юге Европы Германии было трудно определить местонахождение своего избыточного населения, поскольку в прошлом эти районы были более развитыми и населенными. Хорошим местом мог бы быть славянский Восток - слабый и малонаселенный. С другой стороны, поход России на запад и юго-запад Европы был связан как с реализацией идеологической цели (лозунг защиты православия), так и с возможностью поднятия ее цивилизованного уровня (через аннексию провинций, позволяющих контактировать с ними). с Западом) и играя роль актера европейской политики. Изменение международной обстановки и форм проведения политики не устранило такие явления, как сферы влияния и риск доминирования одного государства над другим. Польша и весь регион по-прежнему находятся между Германией и Россией. Это фундаментальный факт для рассмотрения нашей политики. Еще одним элементом, составляющим самобытность региона, является наследие двух мультикультурных государств (Речи Посполитой и Габсбургской монархии), в границах которых развивались определенные культурные особенности, общие для всех наций-преемников. Каждый из них относится к этому наследию, и для большинства обсуждаемых здесь стран он является сильным связующим фактором, независимо от оценки его отдельных элементов. Упадок после коммунизма, который лежит на плечах центральноевропейских обществ, также (как это ни парадоксально) является фактором, способствующим сотрудничеству между странами в этом регионе. В результате многолетней коммунистической оккупации социальная структура вышеупомянутых стран была схожей, что способствует взаимопониманию отдельных партнеров. Тогда был создан ряд экономических связей (начиная от сети сухопутных и водных дорог и заканчивая трубопроводами), которые могут быть продолжены после устранения взаимозависимости. Все эти факты так же реальны, как и экономические отношения с Западной Европой и США. Сходство социальной и экономической структуры связано со сходством менталитета обществ, что так важно для любого, в том числе экономического, сотрудничества. Отто фон Габсбург сказал, что в некотором смысле монархия Габсбургов все еще существует, потому что от Кракова до Триеста вы можете съесть торт Захер в кафе. Западные границы Центральной Европы могут быть отмечены универсальной понятностью анекдотов про Ереванское радио. Однако наибольшее значение для подчеркивания разницы между Центральной и Западной Европой имеет разное понимание концепции нации и ее политического значения. Нация в Западной Европе - понятие, близкое к гражданству. Перенос в Польшу или Словакию правила, согласно которому гражданин Франции является французом, а немец - немцем, приведет к абсурду. В этом регионе очень часто нации развивались вместе с государством или даже против государства, которое было иностранным, иногда враждебным или - в лучшем случае - нейтральным. Также бывало, что государство - формально собственное - служило иностранным интересам, поэтому в нашей части Европы существует разница между понятиями государства и нации. Это нация, которая организует всю политическую жизнь и создает государство. СССР (до последнегоОтношения с Россией - ключевой вопрос для всех государств нашего региона. Центрально-европейский регион - это ворота в Европу для каждой России - белой, красной, трехцветной или, может быть, коричневой. Без него Россия становится де-факто азиатским государством, граничащим с Европой. С другой стороны, наличие этой области создает географические условия для дальнейшего расширения. Хотя развитие технологий ослабило важность географического фактора, важно, должен ли швейцарский бизнесмен, желающий инвестировать в Ужгород, поехать в Киев или Москву, чтобы получить концессию. Добавим, что наличие этого региона, и особенно Украины, имеет ключевое значение для господства России в Центральной и Восточной Европе. Украина приумножает потенциал России. После захвата Украины Россия сместит свой политический центр тяжести в Европу не только в результате установления границы по реке Буг, но и потому, что один из экономических полюсов России окажется в Европе. Без Украины Россия имеет экономический центр тяжести (в первую очередь с точки зрения сырья) в Сибири, и ее интересы будут направлены туда, что ослабит ее экспансию в Европу.
Отношения Междуморья с Россией во многом зависят от позиции самой России. Россия, стремящаяся восстановить империю, представляет собой угрозу, и, если она откажется от имперской политики, она может стать партнером для сотрудничества. Однако, желая последнего, мы также обязаны рассмотреть наименее удачный вариант развития событий. Надо полагать, что тенденция к восстановлению империи будет постоянно присутствовать в политической жизни России в ближайшие годы. Ведь есть большая группа людей, которые много потеряли из-за распада СССР, и пройдет поколение, прежде чем они уйдут со сцены. Расширение наружу - один из классических методов снятия внутреннего напряжения. Поскольку в российском обществе этих противоречий много и они будут сохраняться в ближайшие годы, такой способ их снятия является добровольным. Эти две причины оправдывают рассмотрение России как потенциальную угрозу суверенитету средиземноморских стран. Какие методы может использовать Россия в ближайшем будущем? Военные действия следует считать наиболее рискованными и, следовательно, наименее вероятными. При нынешнем потенциале и влиянии очевидно, что Россия могла бы попытаться подчинить некоторые страны Центральной Европы на этом пути. Однако это будет означать длительную войну в самом сердце Европы, поскольку совершенно очевидно, что сопротивление будет отчаянным и превратится в партизанскую войну. Политические последствия такой акции были бы очень серьезными, и сейчас России нужны хорошие отношения с Западом. Однако можно представить себе военное вмешательство в локальный конфликт с целью оказания на него давления. Так можно оценить российское вмешательство в Грузию или Приднестровье. Попытки России подчинить себе государства Центральной Европы без применения военной силы следует рассматривать как более безопасный и, следовательно, более реалистичный вариант имперского варианта. Влияние экономической привлекательности следует считать невозможным из-за глубины экономического кризиса в России и длительного процесса восстановления капиталистических взглядов. Однако Россия может использовать сырьевой шантаж. Влияние культурных традиций как способ увеличения политического влияния России дает очень мало возможностей. Это, однако, прослеживается в политической эксплуатации лозунга защиты Православия от католицизма. Этот лозунг может использоваться в православных странах и сейчас используется в российско-сербских отношениях. Однако стоит подчеркнуть, что национальные элиты большинства православных стран осознают роль Московского Патриархата как института, поддерживающего российский империализм. Сильная секуляризация этих элит также ослабит возможность влияния на этот метод. Возможности, связанные с апелляцией к панславизму, также ограничены. В Польше и Украине, основных государствах региона, осведомленность о российской угрозе всегда была выше, чем в крайне проблемном сообществе русских, основанных на похожем славянском языке. Победа в Сербии и Болгарии возможна из-за ощущения угрозы со стороны Запада и исламских стран. Однако это второстепенное направление. Что осталось? Шанс для России в имперском варианте - это политическая игра противоречий между государствами региона и опасений внешних угроз (немецких и исламских). Эта формула также включает использование национальных меньшинств, в том числе русского меньшинства, и провоцирование межнациональных конфликтов. Это позволило бы России играть роль защитника этих меньшинств и арбитра в спорах. В случае успешной провокации конфликта между некоторыми государствами региона Россия становится ценным союзником для всех. В идеале, с имперской, московской точки зрения, ситуация была бы в случае постконфликтного конфликта.Средиземное море в некотором смысле то же самое для Германии, что и для России - это ворота к увеличению ее могущества, возможность стать сверхдержавой в Европе. Каждая возможность подразумевает возможность отказаться от открывающихся ей перспектив, и главный вопрос немецкой политики состоит в том, сможет ли она отказаться от возможности доминировать в своей бывшей сфере влияния в обмен на менее заметные, но долгосрочные срок, льготы. Сильная Центральная Европа также является сильным изолятором для остальной Европы от потенциального давления с Востока. Так что это тоже защита для Германии. В свою очередь, этот регион, где доминирует Германия, будет подорван освободительными устремлениями, которые будет играть Россия (см. Панславизм). Таким образом, в интересах Германии также было бы укрепить независимость этого региона. Но видят ли это сами немцы?
Две классические формы немецкой экспансии в Центральную Европу - военную и демографическую - следует считать маловероятными. Первый должен быть связан с дестабилизацией европейской системы, а это, в конце концов, слишком большой риск даже для Германии. Что касается второго, то сами немцы испытывают трудности, связанные с низкой рождаемостью и старением общества. Сегодня угроза, исходящая от Германии, связана с экономическим господством и использованием привлекательности культуры в политических целях. Экономическая экспансия - это не только покупка основных фондов, земли или связывание экономики зависимой страны с экономикой ее более сильного соседа. Это может означать приспособление экономической структуры зависимой страны к потребностям ее преобладающего соседа и, как следствие, торможение экономического развития страны. Для нашей промышленности вдвойне опасно производить часть продукта, но наиболее экологически вредную. Во-первых, это увеличивает вредность отрасли, а во-вторых, это зависит от экономического развития соседа. Точно так же экономическое сотрудничество между провинциями сопряжено с риском, из-за которого один регион становится базой для другого. Например, план Штольпе состоял в том, чтобы превратить западные воеводства Польши, прилегающие к Одеру и Нейсе, в сельскохозяйственную и туристическую базу для Берлина и Дрездена. Это не означает, что в таких условиях развитие невозможно, но что развитие зависимо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отели с женскими услугами для туристов, безусловно, будут более высокого стандарта, чем отели времен Польской Народной Республики, но если они являются основным источником дохода для региона и единственными туристами являются жители немецких мегаполисов, этот регион будет только быть дополнением к экономическому развитию Германии. Выбор варианта зависимого развития означает также выбор его отрицательных черт, в том числе самого главного - отказа от суверенитета. Страна, экономика которой зависит от экономического развития другой страны, не является суверенной страной. Экономическая деятельность может быть связана с деятельностью культурной экспансии, и это увеличивает вероятность того, что Польша и другие страны Центральной Европы попадут в зависимость от Германии. Речь идет о расширении немецкого национального сознания за пределы его этнической основы, одним словом, об искусственном создании немецких меньшинств в странах Центральной Европы. Эта проблема касается в основном Польши, хотя подобное явление может иметь место и в других местах, поскольку на всей обсуждаемой территории существуют группы, которые по культурным, историческим и юридическим причинам связаны с Германией. В Польше это в основном поляки - бывшие граждане Германского рейха и так называемые «пограничные группы», то есть этнически славянские группы людей, которые в результате долгой жизни в немецком государстве были проникнуты немецкими культурными влияниями. Следует отметить, что в эти группы входят и настоящие немцы, однако после переселения в послевоенные годы они маргинальны. В ситуации, когда в качестве критерия национальности принимается только заявление лица (как это предусмотрено в польско-германском договоре 1991 г.), возможно, что не только этнические немцы и их потомки будут членами немецкого меньшинства, но и большие группы поляков (есть и другие национальности в аналогичной ситуации). Потому что право наций на самоопределение - универсальный принцип. широко признанный, можно представить себе ситуацию, в которой большинство населения в воеводстве заявит о смене национальной принадлежности (например, соблазняясь обещаниями крупных инвестиций) и, следовательно, постулирует изменение государственной принадлежности. Здесь мы подходим к другому типу угроз, а именно к возможности навязывания нашим соседям таких административных и правовых решений, которые будут способствовать господству Германии. Примером таких решений является упомянутый выше план Штольпе. Этой цели могут служить и еврорегионы. Несомненно, такую акцию, как германизация через границу, легче осуществить в пределах еврорегиона, чем в экономически независимом государстве. Такое навязывание должно происходить не напрямую, а через европейские институты, в которыхСтраны третьего мира знали о феномене компрадорской или промежуточной буржуазии. Это была группа предпринимателей из страны-наркомана, главной особенностью которой была сильная связь или даже зависимость от столицы страны-колонизатора. Связь эта в основном носила экономический характер, хотя были и политические связи. Такой местный предприниматель был посредником между буржуазией колонизаторов или их администрацией и зависимой нацией. Его экономическая мощь была обусловлена успехом его директора. Служа интересам колонизатора (привнося, например, в партнерство с ним его фамилию), предприниматель-компрадор налаживал между ними экономические связи. Когда колонизатор проигрывал, он терял и его - поэтому компрадорская буржуазия всегда отличалась от национальной буржуазии стран третьего мира, которая вела бизнес за свой счет.
В сегодняшней Польше мы наблюдаем в некоторой степени аналогичное явление. В основном это касается интеллигенции. В нашей стране формируется небольшой, но влиятельный слой компрадорской интеллигенции. Его создание было вызвано тремя явлениями. Прежде всего - уникальная роль интеллигенции в стране (второй, после Церкви, фактор управления душами). Это элемент лечения всех внешних факторов. (Вспомним только усилия коммунистов после 1945 года.) Приобретение определенной части польской интеллигенции дает серьезный плацдарм для влияния на положение дел в стране. Во-вторых, систематическая деградация этого слоя, вызванная как материальной бедностью, так и потерей престижа. Обнищание, очевидно, является следствием плохого состояния государства, которое не может позволить себе высокую заработную плату в бюджетной сфере. Однако в контексте резкого роста доходов бизнеса интеллектуальная бедность становится более очевидной и вызывает большее разочарование. Правящие коллективы после 1989 года, продвигая модель бизнесмена (в наших условиях зачастую номенклатурного и криминального происхождения) как базовую модель социального поведения, совершили ошибку. Если финансовый успех - это единственная мера ценности человека, то умный, вопреки видимости, может также продать что-то тому, кто платит лучше всего, а именно самому себе. Польское государство не может быть самым высокооплачиваемым человеком по объективным причинам. В-третьих, кризис ценностей в посткоммунистическом обществе. Коммунистическая система оставила большую группу людей, привыкших к тому, что от них ничего не зависит, и к подчинению другим. Это было заметно даже в деятельности некоторых оппозиционеров - многие из них восприняли свои действия исключительно как свидетельские показания, а не как подготовку к борьбе за власть. Неверие в возможность быть независимым помогает психологически легче принять предложение защитника. Добавим, что некоторые из этой группы привыкли не только к протекторату, но и к его смене. Коммунизм разрушил традиционное чувство лояльности к государству и мышление с точки зрения национальных интересов и смысла существования. Некоторые формы сопротивления коммунистической диктатуре в Польше не способствовали восстановлению этих ценностей. В стране, которая несколько раз чуть не погибла из-за отсутствия армии, стихийно возникла организация, которая боролась не столько с уродствами в Польской Народной армии, сколько с самой идеей армии. Уважаемые власти считали дезертира идеологической моделью. Представленные выше интеллектуальные круги, лишенные достаточной лояльности по отношению к государству и нации, являются материалом для защиты, обеспечивающей их материальный и социальный статус. Сколько мы видели бывших коммунистов, которые массово посещали церкви в 1980-х годах, получая там духовную поддержку и посылки. А когда последние перестали быть нужны, стали подчеркивать угрозу клерикализма в стране, где никогда не было религиозных войн. Сначала они верили коммунистам, позже практиковали католиков, теперь они заклятые европейцы, публично оскорбляющие свою страну. Кем они будут завтра? Они могут быть чем угодно, потому что по сути они ничто. Это психическое состояние - лишь потенциальная возможность для компрадорских отношений. Также нужен защитник с финансовыми ресурсами. В нашей конкретной ситуации есть риск, что этим защитником станет Германия в виде государственных органов или неправительственных организаций. Цель такой деятельности - не сделать немцев из некоторых интеллектуальных групп, как в случае с приграничными группами, а сделать их материально зависимыми от немецких центров путем создания сети связей между ними. Разница между такой разведкой и агентами влияния, известными из практики КГБ, состоит в основном в том, что агент знает, что он есть. Представители компрадорской интеллигенции, например, польские ученые, работающие на должностях, оплачиваемых немецким фондом, могут быть искренне убеждены в том, что они вносят свой вклад в европеизацию страны, скажем так, путем создания немецкого исследовательского учреждения в небольшом воеводском городе в Силезии. или Померания. И они не чувствуют себя виноватыми
Сотрудничество между странами региона Междуморья должно носить институциональный характер - это единственный способ действовать как один сильный партнер по отношению к соседям. Ни одна из стран региона в одиночку не способна создать достаточный потенциал для эффективного противодействия вышеупомянутым угрозам. Согласованность действий по устранению этих угроз - необходимое условие эффективной борьбы с ними.
Основная цель такого договора - обеспечить независимость всех договаривающихся стран и защитить национальную идентичность их жителей. Таким образом, вы не можете создать региональное супергосударство. Следует со всей силой подчеркнуть, что любые попытки доминировать в такой системе со стороны одного из государств могут привести к нарушению всей структуры. Институциональные способы избежать такой возможности необходимо рассмотреть сегодня. Эта система не должна быть альтернативой европейской интеграции, если мы понимаем ее как «Европу хоумлендов», а не как надгосударственное образование, управляемое бюрократами из Брюсселя. Создание центральноевропейской системы - Междуморья - устраняет серьезное препятствие на пути европейской интеграции, то есть опасения, что Центральная Европа будет вассализирована в такой системе и ее идентичность будет размыта. Сильные партнеры могут сотрудничать друг с другом. Система стран Центральной Европы является таким партнером и для Запада. Это не одна из этих стран отдельно. Объединение очень слабого с очень сильным называется поглощением. Строительство «Междуморья» до присоединения упомянутой группы стран к европейскому сообществу устраняет эту угрозу. По сути, он служит истинной интеграции Европы - такой, которая не угрожает тому, что на самом деле составляет европейскость - независимости и национальной идентичности каждой страны на нашем континенте. Мы не можем предугадывать формы, которые сегодня примет сотрудничество между государствами региона. Однако мы можем говорить о минимуме правил, которые должны соблюдаться всеми странами Междуморья, если это должно быть больше, чем географическая концепция. Эти условия - прежде всего отказ от желания пересмотреть границы, хотя мы отдаем себе отчет в том, что они часто рисуются произвольно, без учета этнических реалий. Случай Крулевца здесь является исключением из-за отсутствия коренного населения (большинство населения этого района - армия или гражданская военная база) и колониального характера этого анклава. Второй принцип заключается в том, что права национальных меньшинств должны уважаться всеми государствами региона. Ведь ни один народ не согласится с тем, чтобы его правительство принесло в жертву жизненные интересы соотечественников на алтарь внешней политики. Отношения между государствами, игнорирующими права национальных меньшинств, не являются добрососедскими отношениями. Однако следует подчеркнуть принцип лояльности каждого меньшинства к государству, гражданином которого оно является. Равенство прав также влечет за собой равенство гражданских обязанностей. Еще одним принципом должно быть уважение национальных традиций партнеров. Событиям, вызывающим различные суждения, не следует придавать иное значение, кроме исторического. Мы и наши соседи всегда будем оценивать эти факты по-разному (например, оценка Люблинской унии поляками и литовцами), но было бы ошибкой делать из этого вывода о постоянной невозможности сотрудничества и отрицать различия в оценка во имя добрососедского сотрудничества. Другой принцип должен заключаться в предотвращении проведения политики смещения этнических границ за пределы существующих границ, т.е. создания новых национальных меньшинств из региональных групп или расширения существующих за счет использования экономических преимуществ. При этом необходимо сохранить свободу декларирования гражданства. Мы понимаем, что нации с разной степенью привлекательности своей культуры будут сотрудничать в этом соглашении, что создает определенные соблазны и страхи. Сильные нации должны отказаться от соблазна распространить свое национальное сознание на соседние нации, а слабые нации должны научиться жить в страхе перед этим. У центральноевропейских стран есть исторический шанс создать систему, которая надолго защитит их от иностранного господства. И они либо создадут его, либо будут снова обречены на повторение уроков истории.