Отношения ЕС с будущей демократической Россией: стратегия
Краткое содержание
После своего ничем не спровоцированного вторжения в Украину Россия президента Владимира Путина стала величайшей угрозой миру и стабильности в Европе. Еще до начала вторжения в феврале 2022 г. Россия стала источником многих проблем и вызовов безопасности Европы. Поведение России обусловлено ее автократическим правительством и отсутствием политических сдержек и противовесов в отношении Путина. Однако, если бы Россия была демократией, европейская безопасность и отношения ЕС с Москвой могли бы выглядеть совсем иначе. В этой аналитической записке обсуждается, что будет означать для Европы демократическая Россия. Он представляет стратегию, которой ЕС мог бы следовать в своих отношениях с демократической Россией — стратегию, которая включает в себя как кнут, так и пряник. Необходимо иметь такую стратегию готовой сейчас, чтобы ЕС мог показать российскому народу, даже во время этой войны, что есть шанс на более нормальную жизнь, если Россия будет преобразована. Тем не менее, чтобы все это произошло, путинская Россия должна проиграть войну в Украине.
Ключевые слова: ЕС – Россия – Демократия – Стратегия – Будущие отношения – Реформа
Введение
На момент написания статьи напряженность между Европой и Россией достигла уровня, невиданного со времен Холодной войны, из-за агрессии Москвы против Украины. Перед началом войны Кремль потребовал от Европы и США предоставить ему гарантии безопасности, которые подорвали бы права не входящих в альянс европейских стран определять собственную внешнюю и политику безопасности и подавать заявки на членство в НАТО, если они того пожелают.1 В ответ западные лидеры попытались вступить в диалог с Кремлем, чтобы обсудить «проблемы безопасности» России с президентом Владимиром Путиным. Несмотря на эти усилия, Путин начал неспровоцированную войну, которая дестабилизировала порядок безопасности Европы и оставит его дестабилизированным на долгие годы.
Поэтому необходим анализ того, почему Россия опустилась до роли жестокого агрессора. Его поведение и идеология свидетельствуют о том, что Кремль является новым тоталитарным режимом на европейском континенте. Поскольку этот режим является инициатором войны против Украины, мы должны получить четкое представление о том, как Россия может освободиться от этого тоталитарного типа захвата государства.
История учит нас, что демократии обычно не воюют. С одной стороны, это связано с политическими сдержками и противовесами внутри демократий, которые обычно не позволяют им действовать непредсказуемо на мировой арене. С другой стороны, это связано с нежеланием рациональных избирателей сознательно голосовать за политиков, которые втянут их страну в войну с другой демократией и, следовательно, поставят под угрозу выгоды, создающие благосостояние, которые исходят от социально-экономической взаимозависимости между демократиями. Другими словами, маловероятно, что демократическая Россия будет угрожать Украине войной и ставить под сомнение основные принципы, которые управляли европейской безопасностью с момента окончания холодной войны.
В этой аналитической записке рассматривается, что демократическая Россия будет означать для Запада и как ЕС должен строить отношения с ним, если демократическая Россия появится. В ней утверждается, что развитие демократической России будет чрезвычайно позитивным для ЕС, стран Восточного партнерства (ВП) и самой России. Демократическая Россия могла бы ожидать получения новых возможностей для сотрудничества с ЕС, что повысило бы безопасность и процветание как европейцев, так и россиян. ЕС и демократическая Россия могли бы сотрудничать в области безопасности, торговли и технологий, изменения климата и энергетики, образования и исследований, верховенства закона и контактов между людьми. Широкое сотрудничество между ЕС и демократической Россией также сыграло бы роль в консолидации демократических реформ в России и защите ее демократии от возможных авторитарных импульсов.
Некоторым может показаться легкомысленным обсуждать, как ЕС должен сотрудничать с будущей демократической Россией, когда Кремль ведет войну против Украины и разрушает принципы, которые десятилетиями управляли европейской безопасностью.
Однако, учитывая растущую непредсказуемость мировой политики, этот пожар может фактически способствовать концу правления Путина. Если это произойдет, ЕС и Западу в целом необходимо иметь готовые стратегии, которые они могли бы использовать для взаимодействия с демократической Россией и ее поддержки. Именно по этой причине разработка стратегии того, как ЕС должен сотрудничать с демократической Россией, является достойным занятием. Кроме того, четкое послание Запада в форме такой стратегии, показывающее россиянам, как они могут жить более нормальной жизнью дома в России, может побудить их поддержать трансформацию России.
Остальная часть этого краткого обзора разделена на пять разделов. В первом разделе обсуждается, как путинская Россия стала новым «больным человеком Европы», и объясняется, что привело к ее заболеванию. Во втором разделе описывается, как болезнь России можно вылечить, заново внедрив в стране либеральную демократию, и что демократическая Россия будет означать для Европы и мира. В третьей части анализируются несколько факторов, которые привели к краху демократии в России в 2000-х годах. В четвертой части излагается стратегия, которой ЕС мог бы следовать в своих отношениях с будущей демократической Россией, — стратегия, включающая как кнут, так и пряник. Пятый и последний раздел завершает статью.
Больной человек Европы
В девятнадцатом веке царь Николай I назвал Османскую империю «больным человеком Европы». Этот ярлык закрепился за Османской империей до ее распада в 1920-х годах. Сегодня Россия является больным человеком Европы, потому что она стала основным источником многих проблем и вызовов, связанных с безопасностью и обороной, с которыми приходится сталкиваться Европе.
Россия всегда была частью исторических процессов Европы. Однако европейские методы часто доходят до России с опозданием. Например, более века спустя, в 1917 году, российская элита попыталась повторить Французскую революцию 1789 года. Это закончилось большевистской революцией в октябре того же года. Аналогичным образом Советская Россия была последней империей на европейском континенте, которая рухнула после 1990 года, в то время как другие европейские империи рухнули в десятилетия, последовавшие за Второй мировой войной. Постимперские психологические и ментальные травмы сопровождают крах империй, и все бывшие европейские империи, которые претерпели болезненные поражения и разрушили свое имперское прошлое, пострадали от них. Россия страдала и все еще страдает от похожих болей постимперского менталитета.
В 1990-е годы молодая российская демократия при президенте Борисе Ельцине не смогла справиться со всеми изменениями, вызванными концом ее империи; она поддалась постимперской ностальгии и в конечном итоге была захвачена авторитаризмом Путина.
Этот постимперско-реставрационный менталитет, который развился в Кремле, стал причиной того, что Россия стала новым больным человеком Европы. Из-за его длительного сосредоточения на постимперском восстановлении экономические и политические возможности России становились все слабее и слабее. Даже сам Кремль все больше вынужден сталкиваться с реальностью того, что его власть ослабевает в России и что его политическое влияние ослабевает в соседних с Россией странах. Вот почему в последнее время мы наблюдаем нервное поведение Кремля, особенно в отношении его соседей.
Есть несколько причин для такого нервного поведения:
• Конец «авторитарной лояльности». Недавние события в Беларуси и Казахстане, а также тенденции в самой России показали, что спустя 20–25 лет лояльность людей к авторитарным режимам заканчивается. Эту лояльность потенциально можно временно продлить с помощью армии или сил безопасности, но это не изменит растущую тенденцию народного недовольства. Основная причина этого недовольства заключается в том, что постсоветские авторитарные режимы больше не могут гарантировать стабильное улучшение качества жизни людей. Оценка того, что на выборах в Государственную Думу 2021 года проголосовало всего 38% российских избирателей, говорит о том, что недовольство людей разъедает все постсоветские авторитарные режимы.2
• Постимперские окраины отступают. Люди протестуют против авторитарных правительств и в других странах Евразии. В последние годы народные восстания, мятежи и протесты вспыхнули в соседних Армении (2018), Беларуси и Кыргызстане (2020) и Казахстане (2022). Эти протестные движения иллюстрируют системный характер недовольства среди населения евразийских автократий, что беспокоит Кремль. Война России с Грузией в 2008 году и ее продолжающийся конфликт с Украиной с 2014 года создали антикремлевское и прозападное большинство в этих странах. В Молдове прокремлевского президента Игоря Додона сменила прозападная Майя Санду.
Азербайджан движется в сторону Турции; Армения также обещает примириться с Турцией. Китай и Турция самоутверждаются в Центральной Азии, и даже быстрый вывод войск возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности из Казахстана после кровопролитных антиправительственных протестов в Алматы в январе 2022 года можно объяснить китайским и турецким давлением на Кремль. Только белорусский лидер Александр Лукашенко ищет утешения и поддержки у Путина. Однако постоянная поддержка Путиным Лукашенко делает Путина токсичным в глазах белорусов и подрывает популярность дальнейшего сближения Беларуси с Россией.
• Реализация Европейского зеленого соглашения. Экономическое и геополитическое влияние России основано на энергетической зависимости ЕС. В 2021 году ЕС импортировал почти 40% своего природного газа из России.3 Однако планы ЕС по борьбе с изменением климата и реализации Европейского зеленого соглашения, направленные на сокращение потребления углеводородных продуктов, в долгосрочной перспективе приведут к изменению структуры экономики России, которая основана на добыче и экспорте природных ресурсов. Еще до войны Европейская комиссия прогнозировала, что к 2035 году ЕС будет потреблять примерно на 70% меньше импортного газа. Поэтому Кремль считает Европейское зеленое соглашение самой большой угрозой безопасности для режима, поскольку оно представляет опасность не только для нынешней экономической структуры России, но и для ее авторитарной структуры власти.
Парадокс Путина заключается в том, что его политика привела к результатам, противоположным тем, чего он пытался и пытается достичь. После начала войны ЕС решил ускорить реализацию «Зеленой сделки» и стать независимым от поставок энергоносителей из России. Другими примерами действий Путина, дающими противоположные результаты, являются решения Финляндии и Швеции подать заявку на членство в НАТО и продвижение интеграции Украины в ЕС.
Прием лекарства
Авторитаризм и постимперская ностальгия больше не могут гарантировать лояльность российских граждан и не могут исцелить путинскую Россию. Единственное долгосрочное лекарство, которое может вылечить, — это демократия. Это цель, на которой должен сосредоточиться Запад.
К сожалению, из-за войны против Украины и из-за понимания Путиным безопасности с нулевой суммой Кремль также дал понять, что любой серьезный диалог с Россией об укреплении безопасности на европейском континенте невозможен. Кроме того, Кремль продемонстрировал, что авторитарная Россия является самой большой угрозой миру и безопасности в Европе. Поэтому главная цель Запада в этой войне — гарантировать, что Кремль больше не сможет и не захочет вести такие войны в Украине или где-либо еще в Европе.
Есть только один способ достичь этой цели — окончательное превращение России в демократию. Только демократическая Россия больше не будет представлять угрозы для Украины или европейского континента. Любой другой вариант лишь временно отведёт эти угрозы.
«Демократия в России» может показаться далекой фантазией. Некоторые могут процитировать различные опросы общественного мнения из России, которые показывают, что большинство россиян поддерживают Путина и его войну против Украины.4 Однако результаты таких опросов общественного мнения не должны удивлять, учитывая пропаганду Кремля внутри России. Кроме того, многие россияне могут бояться публично выступать против войны, поскольку это было криминализировано — Россияне выражают несогласие с войной (или, как говорят в России, распространяющим «фейки»), грозит тюремное заключение сроком до 15 лет.5 Однако русские люди не неспособны жить в демократическом обществе.
Стоит помнить, что до Второй мировой войны большинство людей в нацистской Германии и императорской Японии поддерживали планы Гитлера по расширению на восток.
Они радовались оккупации Парижа, они поддерживали имперскую экспансию Японии в Тихий океан и Китай, и они приветствовали «успех» японской армии в Перл-Харборе. Однако после дорогостоящего поражения как нацистской Германии, так и императорской Японии во Второй мировой войне сегодня граждане Германии и Японии рады тому, что их страны являются устойчивыми и стабильными демократиями. И они не недовольны тем, что после войны демократический мир заставил их и помог им стать демократиями, как единственный способ гарантировать, что нацистская Германия и императорская Япония не смогут быть воссозданы и устранить потенциальную угрозу новой войны.
Точно так же и сегодняшний Запад должен осознать, что единственный путь к безопасности и стабильности в Европе — это демократия в России. Любой диалог с Путиным или его назначенным преемником, который может быть таким же, если не более жестоким диктатором, не улучшит безопасность на европейском континенте. Напротив, такие диалоги только подтолкнут диктатора к большей агрессивности. Единственный путь к демократии в России — это поражение России в ее войне против Украины.
Как демократия придет в Россию?
Сложно рассуждать о том, когда, как и каким образом закончится правление Путина, но, скорее всего, это произойдет в результате события «черного лебедя», которое произойдет быстро и неожиданно. Мы можем предположить, что проигрыш в войне в Украине и болезненные санкции против российской экономики в конечном итоге приведут к этому событию.
Мы также не знаем, будет ли то (или кто) после Путина более демократичным и кооперативным, чем сам Путин. Однако по обоим вопросам мы можем работать с вероятностями.
Вероятность заключается в том, что конец правления Путина не будет добровольным. Прогнозы о том, что он уйдет на церемониальный пост, передав власть более молодым технократам путинской эпохи, делались часто (чаще всего в 2018 году) и никогда не материализовались по простой причине: нельзя было гарантировать, что он не будет заключен в тюрьму (или хуже) с кем-то другим у власти. Это означает, что его уход, скорее всего, будет сопровождаться высокой степенью нестабильности.
Эта ожидаемая нестабильность подводит нас ко второму вопросу: какая система управления последует за эпохой Путина? Важно подчеркнуть, что мы говорим не о непосредственных последствиях его ухода (которые могут быть нестабильными и жестокими), а о долгосрочной форме России как государственного устройства. Нет никаких гарантий, что это будет демократия. Утверждение, что это будет так, облегчает скептикам демократической России возможность отвергнуть этот сценарий. Однако в равной степени неверно предполагать, что россияне неспособны построить демократическое государство и общество. Россия в 1990-х годах, возможно, была демократией и даже имела зачаточные элементы гражданского общества. Более того, можно предположить, что когда Путин покинет Кремль, Россия будет в ужасном состоянии из-за неустойчивой политики, которую он проводил и укреплял в течение последних двух десятилетий: системная коррупция, экономическая стагнация, отсутствие инноваций, зависимость от экспорта ископаемых ресурсов, а также внутреннее и внешнее применение силы и военной мощи, все это достигло кульминации в тотальной войне в Украине с февраля 2022 года. Все это означает, что у любого нового режима есть стимул отличаться от своего предшественника, по крайней мере, в нескольких жизненно важных аспектах. И это отличие может заключаться именно во внутренней системной структуре России и отношениях с остальным миром.
Переход к демократии в России будет трудным и нестабильным. Государству придется восстановить свою монополию на применение силы. Необходимо будет разработать новую конституцию, а после стабилизации необходимо будет провести действительно свободные и справедливые выборы под эгидой международных наблюдателей. Но нет никаких оснований полагать, что у россиян есть только два варианта: диктатура или хаос. Поэтому Запад должен подготовиться к сценарию превращения России в демократию.
Придерживание нарратива о том, что «Россия никогда не будет демократической, и мы должны это принять», увеличивает риск совершения новых ошибок, если демократизация России произойдет.
На Западе мы также часто забываем, что, когда мы смотрим на развитие демократии в той или иной стране, важно сосредоточиться не только на самих трансформационных изменениях — то есть на утре после революционной ночи, когда в кабинеты власти приходят демократы вместо авторитаристов, — но и на более долгосрочном вопросе о том, как стабилизировать молодую демократию. Это важно для того, чтобы она не вернулась к опоре на ностальгию избирателей, популизм или гневный национализм, которые могут очень быстро открыть ворота для новой волны авторитаризма.
Как показывают примеры конца 1990-х и 2000-х годов, одинокие, изолированные молодые демократии на постсоветском пространстве, оставшиеся без должной заботы и наставничества ЕС, могут быстро потерпеть неудачу. Их захлестывают волны разочарования, ностальгии, радикализма, национализма и популизма, и они рушатся, открывая ворота авторитарному правлению. После демократических революций 1990-х годов только те государства Центральной Европы и Балтии, которым ЕС предлагал перспективы интеграции с самого начала 1990-х годов, смогли выжить и стабилизировать свои демократии.
Только ЕС может стабилизировать молодые демократии на европейском континенте.
«Мягкая сила» ЕС заключается в его партнерстве с соседями для укрепления их демократий и верховенства закона, а также в его экономическом сотрудничестве с соседями, включая их интеграцию в единый рынок. Для соседей ЕС эти отношения приводят к экономическому росту, принятию европейских правил и acquis Communautaire (усвоению сообществом), а также установлению европейских традиций, связанных с политическими партиями, парламентаризмом и проверенными временем политическими идеологиями.
Все это складывается в то, что можно было бы назвать «интеграционным пакетом». Этот пакет, предложенный ЕС молодым государствам Центральной Европы и Балтии в 1993 году вместе с Копенгагенскими критериями*, помог этим странам стабилизировать свой демократический путь, провести реформы, интегрироваться с ЕС и с 2004 года стать членами Союза.
В 2013 году ЕС предложил Соглашения об ассоциации Украине, Молдове и Грузии, что позволило этим странам все больше консолидировать свое развитие в русле европейской интеграции. И пока политические элиты этих стран все еще испытывают пределы демократического функционирования, а Кремль прилагает значительные усилия, чтобы помешать их прогрессу и консолидации успеха, без партнерства с ЕС прогресс в этих государствах был бы невозможен. Однако партнерские отношения ЕС с этими странами могли бы быть более амбициозными, если бы Брюссель и некоторые крупные столицы ЕС не выработали привычку сначала оглядываться на Кремль, чтобы увидеть, не расстроит ли Кремль более амбициозное партнерство ЕС с Украиной или другими странами Восточного партнерства — своего рода политика «Россия прежде всего», которая была скорее неявной, чем явной. Это было серьезной ошибкой, поскольку создание устойчивой и демократической Украины было бы шагом к демократической России. Такая Украина была бы мощным символом и источником вдохновения для российских граждан, демонстрируя им — своим существованием — что сама Россия также могла бы выбрать другой путь в своем политическом развитии. Нерешительность Запада быть более амбициозной в своей политике по отношению к интеграции Украины привела к тому, что у Кремля сложилось неправильное восприятие: что Украина была брошена Западом, и что Запад не будет защищать Украину от российского военного вторжения. Именно это восприятие побудило Путина начать войну.
Уроки украинского военного кризиса подтолкнут ЕС к проявлению большего геополитического лидерства и принятию стратегической ответственности за стабильность, мир и интеграцию своего соседства на Западных Балканах, Украине и других странах Восточного партнерства.
Будет разработан более амбициозный план интеграции для этих стран.
Однако мы должны быть реалистами: ЕС вряд ли предложит перспективу членства в ЕС демократической России. Поэтому крайне важно начать обсуждать, какие конкретные, прагматичные отношения ЕС мог бы предложить такому государству. Нам нужно определить это сейчас, потому что как только дела начнут двигаться в Москве, они, вероятно, будут развиваться быстро. Это означает, что может не быть времени на постоянные усилия по закладыванию интеллектуальной основы для отношений ЕС с демократической Россией, если необходимо начинать с нуля. Вот почему в сентябре 2021 года Европейский парламент принял доклад о направлении отношений ЕС и России, в котором Совету ЕС было предложено «немедленно начать подготовку и принять стратегию ЕС для будущих отношений с демократической Россией, включая широкое предложение стимулов и условий для укрепления внутренних тенденций к свободе и демократии».6 Когда Россия перейдет к демократии, совместные планы, разработанные ЕС и демократической Россией по стабилизации этой демократии, должны быть немедленно реализованы.
Что пошло не так в прошлый раз?
В период с 1990 по 2000 год совместных планов ЕС и России по стабилизации российской демократии не существовало. Это привело к тому, что хаотичная ельцинская демократия 1990-х годов была заменена авторитарным правлением Путина 2000-х годов. Вот почему сегодня нужны совместные планы ЕС и будущей демократической России, чтобы позволить гражданам России осознать, сколько возможностей жить более нормальной жизнью они упускают из-за того, что авторитарное правление и отсутствие демократии в России отделили ее от западного мира и особенно от ЕС.
При этом авторы не согласны с мнением о том, что авторитарная реставрация в России в 2000-х годах произошла из-за ошибок, допущенных Западом в 1990-х годах. Ошибок было не так уж много. Запад в целом и Европа в частности были полезны во время российского перехода, в то же время решая свои собственные проблемы (например, воссоединение Германии и помощь странам Центральной и Восточной Европы в реформировании). Восстановление авторитаризма в России после прихода Путина к власти произошло преимущественно из-за собственных ошибок России, а не чьих-либо других.
Однако важно извлечь уроки из того периода, чтобы минимизировать вероятность будущих авторитарных реставраций в России. Во-первых, с 1991 по 2004 год российские элиты чувствовали, что двери свободного мира по-настоящему не были открыты для них.
Позже это переросло в противостояние с Западом и растущее постимперское негодование. Однако это была не только вина Запада, и с помощью своей пропаганды Путин использовал некоторые проблемы для усиления антизападного и антиевропейского нарратива.
Однако ошибки, описанные ниже, имели негативные последствия.
ЕС не спешили открывать свои рынки для России. Переговоры о вступлении России в ВТО завершились соглашением только в 2010 году и были формализованы только в 2011 году. К тому времени Путин и его приспешники уже консолидировали контроль над российской экономикой, и ее последующее вступление в ВТО в 2012 году уже не способствовало поддержанию демократии свободного рынка. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанное в 1994 году и вступившее в силу с 1997 года, не содержало положений о свободной торговле.
В плане торговли и переговоров о вступлении в ВТО европейцы продемонстрировали значительную гордыню. Они выдвигали чрезмерные требования, создавая впечатление, что ЕС
хотел использовать победу Запада в холодной войне для экономической выгоды. Россия провела сложные переговоры с европейцами о вступлении в ВТО; это значительно повлияло на уверенность российской элиты и часто обсуждалось в российских СМИ, помогая Путину продвигать антизападные и антиевропейские настроения в начале 2000-х годов.
Относительно быстрый путь к вступлению в ЕС и НАТО, предоставленный странам Центральной и Восточной Европы, контрастировал с отсутствием четкого пути европейской интеграции России. В начале 2000-х годов возможное вступление России в ЕС и НАТО
все еще было предметом публичных дебатов на высоком уровне. Тот факт, что ее соседи относительно легко присоединились к ЕС и что не было достаточного «специального плана» для европейской интеграции России (даже без формального вступления в ЕС и НАТО), помог Путину сформировать антиевропейские настроения, изображая европейскую интеграцию бывших коммунистических государств как создание новых разделительных линий и как нечто, что делается против России. Бюрократический подход ЕС к «общим пространствам» не решал эту проблему.
Задержки с либерализацией визового режима для россиян также способствовали антиевропейскому нарративу Путина; безвизовый режим для россиян не нанес бы большого вреда Европе, но дал бы ей влияние на будущую российскую политику.
Если бы безвизовый режим существовал между ЕС и Россией с 1990-х годов, его потеря нанесла бы ущерб положению Путина после последующей агрессивной политики России внутри страны и за рубежом.
Вероятно, самая критическая ошибка, допущенная ЕС и Западом в более широком смысле, заключалась в том, что восстановление российского авторитаризма не было обнаружено на ранней стадии, и что ЕС не обозначил четко политический перекресток для России, то есть не предложил выбор между сохранением демократии, интеграцией и успехом или откатом к авторитаризму, что привело к изоляции и беспорядку. Европейские политики продолжали обращаться с Россией так, как будто это была демократическая страна, возможно, с некоторыми нарушениями. Автократическая тенденция Путина не была должным образом наказана. По иронии судьбы, как уже упоминалось выше, ЕС согласился на вступление России в ВТО только после того, как в России уже произошла полная авторитарная консолидация, по сути вознаградив Путина, а не демократическую Россию 1990-х годов, доступом на рынок.
К стратегии ЕС
Стратегия ЕС по сотрудничеству с демократической Россией должна заключаться в повышении взаимной безопасности, процветания и взаимозависимости, а также в демонстрации простым россиянам того, что Россия будет лучше в качестве демократии, чем когда-либо могла бы быть в качестве автократии. Это помогло бы бороться с нарративом Кремля о том, что возвращение демократии в Россию вызовет экономический хаос в стиле 1990-х годов, личные трудности и национальное унижение. Если бы российская общественность могла увидеть, что демократическая Россия принесет рост доходов, безопасность и лучшее образование и здравоохранение, она бы больше поддерживала перемены. По этой причине Путин считает успешные соседние демократии с функционирующей рыночной экономикой и верховенством закона угрозой своей власти, поскольку они могут доказать россиянам, что демократия возможна и в России. Поэтому более амбициозная политика ЕС по европейской интеграции Украины и других соседних стран также послужит стимулом для трансформации России.
Сотрудничество ЕС с демократической Россией должно основываться на четырех условиях. Во-первых, должны быть доказательства того, что в России устанавливаются базовые демократические стандарты, то есть элементарная публичная подотчетность, прозрачность, сдержки и противовесы между различными ветвями власти и уважение прав человека. Во-вторых, демократическая Россия должна будет взять на себя обязательство уважать основанный на правилах международный порядок. Это означает, что демократическая Россия должна будет положить конец агрессии путинского режима (гибридной и обычной) против соседей России, смириться с их независимостью и суверенитетом и отказаться от стремления к сфере влияния. В-третьих, демократическая Россия также должна будет взять на себя обязательство прекратить свое гибридное вмешательство в западные общества посредством кампаний по дезинформации. В-четвертых, и наконец, России придется смириться со своим вторжением на Украину, согласившись возместить ущерб и выдать военных преступников международным трибуналам.
Опасность заключается в том, что не все критерии будут выполнены одновременно. Поэтому сохранение сплоченной позиции, сочетающей «кнут и пряник», в тот момент станет еще одним тяжелым испытанием для европейского и трансатлантического единства.
Проблематичной была бы ситуация, в которой Россия приобретает элементы демократии и прекращает нападать на Запад, но сохраняет свою агрессивную или, по крайней мере, гегемонистскую позицию по отношению к некоторым из своих соседей. В долгосрочной перспективе это маловероятно, но может создать головную боль на короткое время. Россия при Ельцине не была свободна от таких тенденций. В такой ситуации демократическим партнерам России следует ввести осторожную, но явную обусловленность, чтобы побудить ее отказаться от культурно укоренившейся идеи империи. Фактически, должен быть разворот потока помощи в отношениях России с ее соседями: такие страны, как Украина, должны активно участвовать в содействии построению российской демократии, основываясь на собственном опыте, и тем самым устранить остатки однобоких отношений, которые подразумевает империя.
Наконец, признание ответственности России за войну с Украиной и недвусмысленная попытка загладить свою вину путем содействия восстановлению страны и сотрудничества с судебным преследованием военных преступлений в идеале должны идти рука об руку с другими условиями. Но нет никаких гарантий, что это произойдет одновременно. Тем не менее, это следует считать необходимым для любого существенного улучшения отношений между ЕС и демократической Россией.
Задачей для будущей демократической России и ее сторонников будет завоевать сердца и умы российских граждан, поверив в то, что демократия лучше империи. Успех в этом отношении будет связан с материальными аспектами, такими как процветание (или его отсутствие). Но также должны быть скоординированные интеллектуальные усилия по созданию культурного проекта для демократической России. Короче говоря, России необходимо переосмыслить себя как общество. Это не невыполнимая миссия. Не только Германия и Япония сделали что-то подобное после 1945 года, но и Великобритания при Маргарет Тэтчер после 1979 года, Чили после диктатуры Аугусто Пиночета и Испания после диктатуры Франсиско Франко — все эти страны переосмыслили себя и свою роль на мировой арене.
Внешняя политика, политика безопасности и обороны
Демократической России придется определить свои отношения с соседями. ЕС сам испытал, как можно преодолеть болезненные проблемы добрососедских отношений: угольная и сталелитейная промышленность в Европе были объединены, чтобы у Германии или Франции больше не было соблазна попытаться захватить право собственности на полезные ископаемые и промышленность Рура или Саара. В долгосрочной перспективе отношения между демократической Россией и Украиной должны быть такими же, как нынешние отношения между Германией и Францией или Германией и Бельгией.
Также ЕС будет крайне важно тесно координировать свои действия со своими союзниками: США и другими союзниками по НАТО, прежде всего, но также и демократическими партнерами по всему миру. В идеале США и ЕС сформируют ядро глобального альянса для поддержки демократической России. Демократическая Россия станет значительным достижением, и ее достижение потребует глобальных усилий. ЕС и США также могли бы предложить повторно принять демократическую Россию в G8 (теперь G7), из которой она была исключена после агрессии против Украины в 2014 году.
ЕС также мог бы сотрудничать с демократической Россией в сфере безопасности и обороны.
Такое сотрудничество могло бы повысить доверие и уверенность между обеими сторонами. Демократическую Россию можно было бы, например, пригласить внести вклад в гражданские миссии и военные операции ЕС в качестве третьей страны. Прецедент уже есть: в 2008–2009 годах Россия предоставила вертолеты для EUFOR Tchad/RCA, военной операции ЕС по урегулированию кризисов на территориях Чада и Центральноафриканской Республики. Демократическая Россия также могла бы договориться об административном соглашении с Европейским оборонным агентством, что облегчило бы ее участие в проектах, реализуемых агентством, и инициативах ЕС в области безопасности и обороны, таких как Постоянное структурированное сотрудничество.
Ассоциация с ЕС
ЕС обладает значительной мягкой силой, которая позволяет ему помогать своим соседям стабилизировать их демократии, восстанавливать или устанавливать верховенство закона, модернизировать экономику и не допускать их разрушения разочарованием и популизмом. ЕС достигает этого, убеждая соседние страны принять правовые нормы, правила и стандарты ЕС и тем самым открыть дверь в огромный и процветающий единый рынок ЕС, который гарантирует рост их экономик. Финансовая поддержка модернизации и интеграции также доступна.
Можно подумать, что ЕС мог бы предложить демократической России тот же путь, который он предложил странам Центральной и Восточной Европы после Холодной войны, то есть сближение и интеграцию с ЕС. Однако Россия, с точки зрения ее размера и масштаба ее проблем, не является той страной, к которой ЕС мог бы применить те же инструменты сближения или интеграции, которые он использовал или применяет к Литве или Черногории, или даже к Польше и Украине.
Сотрудничество ЕС с демократической Россией должно основываться на идее «все, кроме институтов», согласно которой Россия в конечном итоге станет членом Европейской ассоциации свободной торговли и присоединится к Шенгенской зоне, попутно гармонизируя законы, стандарты и правила и тем самым увеличивая потоки людей, капитала, товаров и услуг между Россией и ЕС. ЕС также мог бы предложить принять демократическую Россию в свою программу Восточного партнерства, если бы Россия была заинтересована в участии в ней. Это облегчило бы доступ демократической России к различным видам помощи ЕС и программам по наращиванию потенциала, что помогло бы консолидировать демократию в стране.
Торговля и технологии
Отсутствие соглашений о свободной торговле (ССТ) с развитым миром было препятствием для диверсификации российской экономики и развития ненефтяных отраслей в 1990-х и 2000-х годах. Такие ССТ помогли бы стимулировать ненефтяную экономику России; вместо этого их отсутствие способствовало сохранению нефтезависимой экономической структуры, которая проложила путь для олигархических, а затем и авторитарных режимов. Демократической России необходимо было бы противостоять этой проблеме, запустив реформы для диверсификации структуры экономики, чтобы уйти от нефтегазовой зависимости.
Доступ на европейский рынок имел бы решающее значение в этом отношении.
ЕС никогда не предлагал России настоящего ССТ, что помогло создать у российской элиты ощущение, что Россия считается «второсортным партнером» по сравнению с другими посткоммунистическими государствами. Открытие рынков и заключение соглашений о свободной торговле может быть болезненным для политиков в любой демократической стране, поэтому соглашения о свободной торговле часто встречают сопротивление общественности. Но если вопрос в том, чем должна пожертвовать Европа, чтобы дать России демократический шанс, ответ, вероятно, — соглашение о свободной торговле.
Соглашение о свободной торговле между ЕС и Россией имело бы несколько преимуществ. Во-первых, российская экономика получила бы импульс при ее новом демократическом правительстве, укрепив популярность демократии и европейской интеграции и помогая предотвратить потенциальные новые авторитарные реставрации. Во-вторых, Европа улучшила бы свой имидж среди россиян с помощью этой новой политики открытых дверей, что стало бы улучшением ее имиджа в 1990-х и 2000-х годах. В-третьих, Россия была бы связана своими обязательствами по правам человека посредством положений в Соглашении о свободной торговле (см. ниже), что означало бы потерю значительного доступа к рынку в случае нарушений.
Важно отметить, что соглашения о свободной торговле с Россией должны содержать положения о правах человека, что означает, что если Россия не выполнит свои обязательства по правам человека, соглашение о свободной торговле может быть приостановлено или прекращено. Это послужило бы рычагом в создании архитектуры свободной торговли с Россией, поскольку российские интересы будут соблюдены только в том случае, если страна останется демократической, а потенциальные будущие авторитарные правительства не смогут воспользоваться ее преимуществами.
Либерализация визового режима
Безвизовый режим между ЕС и демократической Россией принесет пользу демократической России и ее народу. Это также даст ЕС кнут, который он сможет использовать в случае отката демократических тенденций в России, то есть Союз может пригрозить отказом от безвизового режима в качестве наказания, если Россия не останется на пути демократии внутри страны и ненападения за рубежом.
Изменение климата и энергетика
Между демократической Россией и ЕС должны будут развиться измененные отношения в сфере энергетики в результате реализации стратегии «Зеленого соглашения» по борьбе с изменением климата. Кремль до сих пор не уделял особого внимания борьбе с изменением климата, не выполнил своих обязательств по сокращению выбросов парниковых газов и не провел крупных структурных преобразований в своей экономике. Даже без санкций, введенных за войну против Украины, Россия столкнулась бы с огромными проблемами, когда ЕС выполнил свои обязательства по Зеленому соглашению по сокращению импорта газа на 60–70% к 2035 году и ввел бы сбор за загрязнение на нечистый импорт в форме Механизма корректировки пограничных выбросов углерода.7 Введение санкций ускорило реализацию этих сокращений. Это означает, что Москва неизбежно будет получать все меньше и меньше доходов от своего экспорта углеводородов. В демократической России это может иметь драматические последствия для государственных финансов и благосостояния ее народа, что может подтолкнуть их к поддержке популистских политиков, которые могут призвать Россию снова дистанцироваться от демократии. Поэтому ЕС и демократическая Россия должны будут найти способы смягчить любые негативные экономические последствия, которые Зеленое соглашение может иметь для России.
В рамках своего сотрудничества с демократической Россией в области изменения климата ЕС должен будет помочь России модернизировать ее экономику, которая в настоящее время зависит от доходов от экспорта углеводородов. Это будет сложной задачей для России из-за ее специфических особенностей. Поэтому уже сейчас необходимы четкие соглашения и руководящие принципы относительно того, как может выглядеть соглашение ЕС-Россия об экономической модернизации и какие ресурсы могут быть использованы для оказания такой поддержки.
В целом, партнерство между ЕС и демократической Россией в сфере энергетики должно в конечном итоге стать похожим на то, что в настоящее время существует между ЕС и Норвегией. Такое партнерство не будет создавать никаких геополитических проблем и не будет создавать никаких геополитических зависимостей, подобных тем, которые наблюдаются сейчас, когда авторитарная Россия поставляет Германии почти 50% ее газа.
Верховенство закона и правосудие
Одной из самых сложных задач для демократической России станет восстановление верховенства закона и конституционализма. ЕС не должен полагаться только на права человека и условия в торговых соглашениях и на свое взаимодействие с Россией в целом, хотя они также будут играть свою роль. Ему также необходимо будет сосредоточиться на поддержке открытого российского гражданского общества, усилении контактов между людьми между Россией и Европой, увеличении культурных и образовательных обменов и так далее. В конечном итоге российское общество должно будет гарантировать, что любые демократические реформы, которые может предпринять страна, будут защищены от худших авторитарных импульсов прочной конституцией. Это требует, прежде всего, чтобы в России возникла культура демократии и сдержек и противовесов, которая будет принята всем российским обществом.
Восстановление принципов верховенства права и конституционализма потребует от России подготовки и принятия новой конституции. Это также потребует привлечения многих юристов и других специалистов в области государственного управления, которые не запятнаны преступлениями нынешнего режима. Демократической России сначала нужно будет выбрать из нынешней бюрократии тех экспертов в области права и государственного управления, которые могут продолжить свою работу, поскольку они не были вовлечены в реализацию преступлений путинского режима, но при этом также достаточно квалифицированы. Это потребует от демократической России следовать опыту южноафриканских комиссий по правосудию и примирению. ЕС также имеет большой опыт в этой области, как положительный, так и отрицательный. Необходимо обсудить, как этот опыт можно использовать и как ЕС может помочь в этой области. Не менее важно, чтобы ЕС и представители демократического сообщества России обсудили, как ЕС может наиболее эффективно помочь в подготовке молодых квалифицированных специалистов, которые смогут сразу же занять ответственные должности после демократического перехода.
Сотрудничество ЕС с демократической Россией должно также включать условия, которые поставят обязательства Союза перед страной в зависимость от прогресса в демократизации и проведения неагрессивной внешней политики.
Условия должны использоваться для всех механизмов сотрудничества, особенно для грантов, льготного кредитования и смешанных инструментов. Все проекты, которые ЕС может осуществить с демократической Россией, должны соответствовать экологическим, социальным и управленческим стандартам ЕС и включать процедуры, обеспечивающие прозрачность, подотчетность и нулевую терпимость к коррупции.
Более того, после перехода к демократии откроется правда о многих известных и, возможно, пока неизвестных преступлениях путинского режима, как внутри России, так и за ее пределами, будь то нарушения прав человека, захват государственной или частной собственности, отравление оппонентов или ведение войн. Все это должно быть задокументировано и юридически оценено. Вероятно, что для расследования таких преступлений будут искать международные правовые механизмы, включая международные трибуналы. Эксперты из ЕС и российского демократического сообщества должны обсудить, как можно наиболее эффективно вершить глобальное правосудие.
Инфраструктура
В своем первоначальном сотрудничестве с демократической Россией ЕС должен отдать приоритет проектам, которые повысят качество жизни простых россиян, чтобы показать им социально-экономические преимущества демократии. Таким образом, сфера инфраструктуры также важна для разработки совместных проектов между ЕС и демократической Россией. Эти проекты могли бы, среди прочего, сосредоточиться на строительстве, ремонте и модернизации различных типов инфраструктуры в России, особенно в бедных и неблагополучных регионах. Это может включать школы, больницы, дороги, полицейские участки и другие коммунальные службы. Такие инфраструктурные проекты будут способствовать социальной сплоченности и благосостоянию людей в России.
ЕС также должен четко объяснить, почему он заинтересован в сотрудничестве с демократической Россией по различным инфраструктурным проектам и почему Союз должен брать на себя ответственность за ресурсы, которые он инвестирует в демократическую Россию. Если бы ЕС помог построить солнечную или ветровую электростанцию в небольшом российском городе, например, люди, живущие в этом городе, должны были бы знать, что они обязаны ЕС лучшим качеством воздуха.
Образование и исследования
У России всегда был большой потенциал для подготовки талантливых людей, ученых и первооткрывателей. Этому потенциалу не всегда предоставлялось достаточно места для развития, особенно в периоды авторитарного правления. Демократической России нужно было бы искать возможности использовать программы поддержки ЕС, чтобы позволить этим талантам раскрыться в полной мере.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что с прошлой весны Кремль начал внедрять новые законы, которые отделили российское пространство высшего образования от пространства ЕС. В результате российским студентам и ученым стало сложнее учиться или работать в европейских университетах, а также сложнее приглашать западных ученых преподавать в российских университетах. Это может повлиять на будущее изучение российского права и гуманитарных наук, которые основаны на европейских ценностях. В свою очередь, в конечном итоге, это может стать проблемой для демократической России, когда она попытается набрать на государственную службу молодых людей с европейским или мировым образованием, особенно в области гуманитарных наук, потому что их просто не будет. Вот почему ЕС должен взять на себя инициативу и, консультируясь с экспертами из российского демократического сообщества, рассмотреть способы, с помощью которых университетские программы ЕС могли бы заполнить эти пробелы.
Кроме того, хотя в краткосрочной перспективе демократической России, вероятно, придется полагаться на внешних экспертов для предоставления консультаций по структурным реформам в России, в долгосрочной перспективе демократические реформы должны разрабатываться и осуществляться россиянами.
Поэтому с самого начала ЕС должен инвестировать в наращивание потенциала демократической России. Это может включать открытие европейских университетов для российских студентов и ученых (например, через Erasmus и специальные стипендии), финансирование партнерств между европейскими и российскими университетами и аналитическими центрами или поддержку стажировок российских специалистов государственного и частного секторов в европейских учреждениях и компаниях.
Институциональный потенциал ЕС для реализации этой стратегии
Демократия в России необходима не только для России, но и для всего европейского континента. Поэтому ЕС необходим институциональный потенциал для разработки и реализации стратегии будущих отношений с демократической Россией. Учитывая, что большинство лидеров продемократической оппозиции были вынуждены покинуть Россию и теперь обосновываются в ЕС, реализация такой стратегии потребует специальных институциональных механизмов, которые отличаются от традиционных каналов дипломатического представительства ЕС.
Учитывая эту институциональную проблему, Европейский парламент в своей резолюции от 7 апреля 2022 года предложил два новых институциональных механизма: (1) назначение специального представителя ЕС по демократической России, который будет «отвечать за построение и развитие отношений с демократической Россией, в частности с защитниками демократии в изгнании и теми, кто остался в России и хочет, чтобы страна вернулась на путь демократии»; и (2) создание и поддержка Демократического российского центра для помощи «координировать непрерывный диалог институтов ЕС с демократическим российским сообществом для разработки совместно с гражданским обществом России стратегии ЕС для будущей демократической России для улучшения интеграции новых эмигрантов из России посредством образовательных программ и для организации ежегодных саммитов ЕС с демократическим российским сообществом в изгнании».8
Заключение
Если продолжающаяся война в Украине закончится военным поражением России, демократическая Россия станет возможностью. Успех будущей демократической России и ее способность стабилизировать и создать процветание для российского народа не только в интересах российского демократического сообщества, но и является одним из фундаментальных интересов ЕС. Создание демократической России на восточной стороне европейского континента изменит ситуацию с безопасностью в Европе, и это одна из главных забот ЕС. Поэтому ЕС должен иметь готовую стратегию, чтобы помочь российскому народу добиться демократической трансформации своей страны. Не менее важно, чтобы ЕС имел готовую стратегию, которая поможет демократической России стабилизировать свою демократию и стать устойчивым европейским государством.
Быстрое создание настоящего общего рынка, инвестиционного и туристического пространства между ЕС и новой демократической Россией во многом помогло бы провести успешные реформы в России и создать сдержки против возможного будущего возрождения авторитаризма и неоимпериализма. Более того, если бы такой пакет был предложен ЕС сейчас — в обмен на реальные шаги России в направлении демократизации — это создало бы огромное преимущество в связях с общественностью для Европы против Путина и устранило бы аргумент Кремля о том, что расширение ЕС и НАТО является актом против России, направленным на проведение новых разделительных линий.
Также было бы хорошей идеей, если бы российская оппозиция могла договориться о некоторых предварительных параметрах будущих соглашений о свободной торговле, инвестициях и туристических соглашениях с ЕС, которые затем могли бы быть публично объявлены.
Ссылки
1 М. Седдон, Х. Фой и А. Уильямс, «Россия публикует требования безопасности «красной линии» для НАТО и США», The Financial Times, 17 декабря 2021 г.
2 А. Лохсен и Х. А. Конли, «Куда дальше идет российское недовольство?» Russian's 2021 Election Considered’, CSIS, 23 сентября 2021 г.
3 Евростат, ‘EU Imports of Energy Products – Recent Developments’, апрель 2022 г.
4 Statista, ‘Do You Appruve of the Activities of Vladimir Putin as the President (Prime Minister) of Russia?’, июнь 2022 г.
5 Reuters, ‘Russia Fights Back in Information War With Jail Warning’, 4 марта 2022 г.
6 Европейский парламент, Дирекция политических отношений ЕС–Россия, A9-0259/2021, 16 сентября 2021 г.
7 Европейская комиссия, «Механизм регулирования углеродных границ: вопросы и ответы», 14 июля 2021 г.
8 Европейский парламент, «Усиление репрессий в России, включая дело Алексея Навального», 2022/2622(RSP), 7 апреля 2022 г.
Библиография
EUR-Lex, «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией», 10 октября 2016 г., доступно по адресу https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=LEGISSUM%3A28010102_2 18 февраля 2022 г.
Европейская комиссия, «Механизм регулирования пограничных выбросов углерода: вопросы и ответы», 14 июля 2021 г., доступно по адресу https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_21_3661 16 июня 2022 г.
Европейская комиссия, The European Green Deal, Communication, COM (2019) 640 final, 11 декабря 2019 г., доступно по адресу https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/european-green-deal-communication_en.pdf 17 февраля 2022 г.
Европейский парламент, «Усиление репрессий в России, включая дело Алексея Навального», 2022/2622(RSP), 7 апреля 2022 г., доступ по адресу https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0125_EN.html 17 июня 2022 г.
Европейский парламент, Направление политических отношений ЕС–Россия, A9-0259/2021, 16 сентября 2021 г., доступ по адресу https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2021-0383_EN.html 17 февраля 2022 г.
Евростат, «Импорт энергетических продуктов в ЕС — последние события», апрель 2022 г., доступно по адресу https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index. php?title=Импорт_энергетических_продуктов_в_ЕС_-_последние_разработки#Основные_поставщики_природного_газа_и_нефтяных_масл_в_ЕС9 июня 2022 г.
Лохсен, А. и Конли, Х. А., «Куда дальше денется российское недовольство?» «Рассмотрение выборов в России в 2021 году», CSIS, 23 сентября 2021 г., доступ по адресу https://www.csis.org/analysis/where-does-russian-discontent-go-here-russias-2021-election-considered 17 июня 2022 г.
Reuters, «Russia Fights Back in Information War With Jail Warning», 4 марта 2022 г., доступ по адресу https://www.reuters.com/world/europe/russia-introduce-jail-terms-spreading-fake-information-about-army-2022-03-04/ 19 июня 2022 г.
Седдон, М., Фой, Х. и Уильямс, А., «Россия публикует требования безопасности «красной линии» для НАТО и США», Financial Times, 17 декабря 2021 г., доступ по адресу https://www.ft.com/content/493da5ea-6ef2-42cc-8be1-c725030cf839 9 июня 2022 г.
Statista, «Одобряете ли вы деятельность Владимира Путина на посту президента (премьер-министра) России?», июнь 2022 г., доступ по адресу https://www.statista.com/statistics/896181/putin-approval-rating-russia/ 17 июня 2022 г.
Об авторах
Andrius Kubilius (Андрюс Кубилюс) — член Европейского парламента от Европейской народной партии, постоянный докладчик по России и бывший премьер-министр Литвы. Он также является сопредседателем Парламентской ассамблеи Евронест.
Андрюс Кубилюс — литовский политик, занимавший пост премьер-министра Литвы с 1999 по 2000 год и снова с 2008 по 2012 год. Он бывший лидер консервативной политической партии Союз Отечества (Литовские христианские демократы). Кубилюс стал членом движения за независимость Саюдис, выступавшего за отделение от Советского Союза.
Владимир Милов — российский оппозиционный политик, публицист, экономист и эксперт по энергетике. Он бывший заместитель министра энергетики России, а в настоящее время является экономическим советником лидера оппозиции Алексея Навального.
Roland Freudenstein (Роланд Фройденштейн) — вице-президент и глава GLOBSEC в Брюсселе.
Сергей Гуриев — профессор экономики и директор аспирантуры по экономике в Sciences Po Paris.
Благодарности
Центр европейских исследований имени Вильфрида Мартенса является политическим фондом и аналитическим центром Европейской народной партии (ЕНП), занимающимся продвижением христианских демократических, консервативных и единомышленных политических ценностей.
Центр европейских исследований имени Вильфрида Мартенса
Rue du Commerce 20
Брюссель, BE 1000
Более подробную информацию можно найти на сайте www.martenscentre.eu.
Внешнее редактирование: Communicative English bvba
Набор текста: Victoria Agency
Данная публикация финансируется Европейским парламентом.
© 2022 Wilfried Martens Centre for European Studies
Европейский парламент и Wilfried Martens Centre for European Studies не несут ответственности за факты или мнения, выраженные в данной публикации, или за их последующее использование. Исключительную ответственность несут авторы данной публикации.
https://translate.google.com.ua/