Два ленд-лиза

Сенатор Джон Корнин, автор «Закона о защите украинской демократии с помощью ленд-лиза», принятого Конгрессом США в апреле и подписанного президентом Дж.Байденом 9 мая 2022 года, использовал при его разработке в качестве образца Закон США о ленд-лизе 1941 года (официальное название – «Закон о содействии обороне Соединенных Штатов», подписанный президентом США Ф.Рузвельтом 11 марта 1941 г.). Однако использование текста 80-летней давности в качестве примера не было его простым копированием. Между двумя законами имеются существенные различия.

Таблица 1. Сравнение законов о ленд-лизе 1941 и 2022 гг.

Позиции Закон о содействии обороне Соединенных Штатов от 11 марта 1941 г. Закон о защите украинской демократии с помощью ленд-лиза от 9 мая 2022 г.
Предмет закона Любые оборонные материалы Любые оборонные материалы
Цель закона Продавать, передавать в собственность, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом Давать в долг или сдавать в аренду
Адресат передачи оборонных материалов Правительство любой страны, чью оборону президент считает жизненно важной для Соединенных Штатов Правительство Украины или правительства стран Восточной Европы, подвергшихся воздействию вторжения РФ в Украину
Начало действия закона 11 марта 1941 г. 9 мая 2022 г.
Срок действия закона 27 месяцев и 19 дней,
до 30 июня 1943 г.
16 месяцев и 22 дня,
до 30 сентября 2023 г.
Требование введения ускоренных процедур Отсутствует В течение 60 дней с момента вступления закона в силу
Верхний предел стоимости передаваемых материалов 1,3 млрд.дол. в ценах 1941 г. Отсутствует
Требование оплаты переданных материалов Наличествует Отсутствует
Сроки начала оплаты поставок 5 лет Отсутствуют
Предоставление Президентом докладов Конгрессу Не реже, чем каждые 90 дней Отсутствует
Источники:
https://www.archives.gov/milestone-documents/lend-lease-act
https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/3522/text
https://aillarionov.livejournal.com/1336509.html

Как видно по данным таблицы 1, Закон 2022 года, ограничивший операции с оборонными материалами только действиями по передаче их в долг и сдаче их в аренду, позволил снять предел стоимости передаваемых оборонных материалов, имевшийся в Законе 1941 года. В Законе 2022 года отсутствует требование оплаты передаваемых оборонных материалов, а также сняты сроки такой оплаты. Кроме того, Закон 2022 г. требует от президента США установления в течение 60 дней ускоренных процедур по передаче оборонных материалов, но не настаивает на его регулярных отчетах Конгрессу о проводимых операциях. Нетрудно видеть, что по сравнению с Законом 1941 г. Закон 2022 г. предоставляет существенно более благоприятные условия как донору и арендодателю оборонных материалов (президенту США), так и их реципиенту и арендатору (правительству Украины).

Практическая судьба реализации обоих законов оказалась различающейся гораздо более драматично, чем их тексты.

За 4 года и почти 6 месяцев (с 11 марта 1941 г. по 2 сентября 1945 г.) действия Закона 1941 г. администрация Рузвельта передала союзникам оборонных материалов на общую сумму в 769.7 млрд.дол. в ценах 2022 г. (все стоимостные показатели здесь и ниже пересчитаны в цены 2022 г. с помощью дефлятора ВВП США).

За 6 месяцев и 21 день (с 9 мая по 30 ноября 2022 г.) администрация президента Байдена по Закону от 2022 г. не передала правительству Украины оборонных материалов ни на один цент.

Более корректное сравнение как фактического исполнения двух законов, так и в целом масштабов военной помощи со стороны США должно проводиться в отношении прежде всего стран, ради которых эти законы и принимались: в 1941 г. – для Британии, в 2022 г. – для Украины, а также за сопоставимые сроки.

Прежде всего имеет смысл сравнить относительную тяжесть военно-экономического положения стран, в адрес которых предполагалось направлять военную помощь по каналам ленд-лиза на момент принятия обоих законов – соответственно Британии на 11 марта 1941 г. и Украины на 9 мая 2022 г.

В 1941 г. на европейском театре военных действий агрессорами выступали Германия и Италия, использовавшие в ходе военных действий как свои собственные ресурсы, так и ресурсы, получаемые ими на оккупированных территориях в Европе. В 2022 г. агрессорами являются Россия, использующая как свои собственные ресурсы, так и ресурсы, получаемые ее на оккупированных украинских территориях, а также Беларусь, предоставившая свой военно-экономический потенциал путинскому режиму. Получателями военной помощи от США в 1941 г. была Британия (учитывается вместе с ее доминионами Канадой, Австралией и Новой Зеландией), а в 2022 г. – Украина.

Таблица 2. Сравнение военно-экономического положения Британии с доминионами весной 1941 г. и Украины весной 2022 г.

Показатели На 11 марта
1941 г.
На 9 мая
2022 г.
Население, млн.чел.:
- агрессоры 235 165
- жертвы агрессии 69 30
- соотношение, раз 3.4 5.5
ВВП, млрд.дол. в ценах 2022 г.:
- агрессоры 2008 2213
- жертвы агрессии 977 128
- соотношение, раз 2.1 17.2
Военные расходы, млрд.дол.
в ценах 2022 г.:
- агрессоры 322 258
- жертвы агрессии 192 41
- соотношение, раз 1.7 6.3

Источники:
http://www.ggdc.net/MADDISON/oriindex.htm
http://www.measuringworth.org/datasets/usgdp/result.php
https://www.amazon.com/Economics-World-War-International-Macroeconomic/dp/0521785030

Как видно по данным таблицы 2, военно-экономическое положение Украины весной 2022 г. было гораздо более тяжелым, чем положение Британии весной 1941 г. Разрыв между Россией и Беларусью, с одной стороны, и Украиной, с другой, весной 2022 г. являлся гораздо более драматичным, чем между Германией и Италией, с одной стороны, и Британией, с другой, весной 1941 г. Это разрыв составлял:

Тяжесть военно-экономического положения Британии весной 1941 г. была адекватно оценена президентом США Ф.Рузвельтом. Сразу же после вступления в силу Закона о ленд-лизе 11 марта 1941 г. администрацией открыто финансирование, и началась массовая отгрузка оборонных материалов на Британские острова. По состоянию на 1 июня 1941 г., то есть за первые два месяца и 21 день действия Закона, на военную помощь Британии было выделено финансирование на сумму в 7 млрд.дол., из которых на ту же дату были размещены заказы на 4.25 млрд.дол. (в ценах 2022 г. эти цифры составляют 107.5 и 65.3 млрд.дол. соответственно).

Для сравнения: на 1 декабря 2022 г., то есть через 6 месяцев и 22 дня после вступления в силу Закона о ленд-лизе для Украины 2022 г., администрация Байдена по этому каналу, как уже отмечалось выше, не поставила Украине ни одного танка, ни одного орудия, снаряда, автомата, патрона.

Военная помощь Украине оказывалась по другим каналам, так что ее размеры можно сравнить с размерами поставок по ленд-лизу в адрес Британии.

Таблица 3. Сравнение военной помощи США Британии в 1941 г. и Украине в 2022 г.

Показатели Британия,
ленд-лиз
на 1 июня 1941г.,
82 дня
Украина,
все каналы помощи
на 1 декабря 2022г.,
205 дней
Британия 1941г.
к
Украине 2022г.,
раз
В млрд.дол. в ценах 2022 г.:
- выделено финансирование 107.5 27.2 4.0
- размещено заказов 65.3 19.1 3.4
- доставлено на территорию воюющей страны 12.4
В % к военным расходам коалиции агрессоров соответственно в 1941 и 2022 гг.:
- выделено финансирование 33.4 10.5 3.2
- размещено заказов 20.3 7.4 2.7
- доставлено на территорию воюющей страны 4.8
В % к ВВП США соответственно в 1941 и 2022 гг.:
- выделено финансирование 4.9 0.11 45.3
- размещено заказов 3.0 0.08 39.1
- доставлено на территорию воюющей страны 0.05
Источники:
https://content.time.com/time/subscriber/article/0,33009,765704,00.html https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-ukraine/ https://www.ifw-kiel.de/topics/war-against-ukraine/ukraine-support-tracker/

Как видно по данным таблицы 3, несмотря на то, что по важнейшим военно-экономическим показателям положение Украины в 2022 г. было в 4-8 раз тяжелее, чем положение Британии в 1941 г., вся военная помощь, предоставленная США Украине за 205 дней 2022 г. по всем каналам, оказалась меньше, чем помощь США, оказанная Британии за 82 дня 1941 г. по каналу ленд-лиза, соответственно:

Джерело:
https://aillarionov.livejournal.com/1337092.html
Джерело:
https://t.me/anillarionov/431