Ираклий I, император Восточной Римской империи в 610-641 гг.

Ираклий I, возможно, главный творец российского государственного культурного кода

Ираклий Младший, сын африканского экзарха Ираклия Старшего, прибывший в столицу Империи во главе карфагенского флота, освободивший Константинополь от тирана Флавия Фоки и ставший новым императором, на сем посту совершил самую радикальную политическую и идеологическую революцию в Восточной Римской империи.

Именно Ираклий:
- превратил пост императора Империи как прежде всего военного лидера (традиционного как для Западной Римской империи, так и Восточной – до Ираклия) в пост василевса (царя) с неограниченной властью;
- создал институт самодержавия, до того неведомый Риму (как западному, так и восточному);
- внедрил в целом довольно чуждый латинскому Риму принцип наследственной династии;
- грубо нарушил общепринятое право, женившись на своей племяннице, что считалось кровосмесительством и было запрещено церковными канонами;
- активно внедрял в административно-политическую практику идеологию цезаропапизма, утверждавшую «симфонию» земной и церковной властей с полным подчинением церкви императору;
- ограничил культурно-политическое влияние латинской Италии, открыв Восточную Римскую Империю влиянию армяно-персидского Востока;
- заменил латынь в качестве официального языка Империи на греческий;
- будучи армянином по происхождению отличился беспрецедентным фаворитизмом в пользу выходцев из Армении, для многих из которых римские законы, традиции, обычаи были чужды;
- постепенно заменял римские законы на смесь армяно-персидских обычаев и традиций;
- по отношению к своим противникам ввел заимствованную из Персии практику мутиляции – отрезания и отрубания частей тела – от носа и языка до рук и ног, а также выкалывания глаз;
- проводил настолько неэффективную и непопулярную политику, что ряд провинций Византии – Сирия, Палестина, Левант, Египет – предпочли перейти под контроль арабов, нежели оставаться под властью Ираклия, в результате чего огромные территории, населенные христианами, оказались под контролем исламских государств, где и продолжают оставаться последние 14 столетий.

Именно Ираклий заложил корни того явления, какое в последующем получило название Великого Раскола (Великой Схизмы) христианского мира на две его части – западную латино-католическую и восточную греческо-православную.

Через длинный ряд событий многовековой истории православия, византийской и российской историй поведенческие образцы, заложенные Ираклием, дожили до наших дней.

Победитель тирана Фоки, создатель государственного самодержавия, воплотитель идеологии цезаропапизма, могильщик латинских норм и институтов в Восточной Римской империи, убийца в ней римского права и латыни, подлинный создатель той государственно-политической организации, какая много позже получит название, подчеркнуто отличное от Рима, – Византии, и какая затем – благодаря византийским эмигрантам, полным жгучего ресентимента, – будет воссоздана в Московии и России, прародитель Великого раскола, главный творец тех норм, традиций, институтов, какие в последующие столетия обеспечат устойчивое, все более нарастающее отставание восточнохристианских (православных) стран от западнохристианских (католических и протестантских).

Если и можно назвать главного «отца-основателя» традиционной российской государственной системы (по аналогии с «отцами-основателями» США), кому политическая, идеологическая, культурная традиция московско-российского государства обязана более всего, то это, скорее всего, именно Ираклий Младший, Ираклий I, император Восточной Римской империи в 610-641 гг.

Ираклий стал первым и, возможно, самым главным творцом, «отцом-основателем», нынешнего российского государственного политико-этико-культурного кода.

Если кому-то и должен был бы быть поставлен памятник Путиным (Сталиным, Грозным) рядом с Кремлем, или точнее – в самом Кремле, то это прежде всего Ираклию.