Институт перспективных стратегических и политических исследований, Иерусалим, Вашингтон,
7 декабря 2009 г., 16:09

Чистый разрыв:
Новая стратегия обеспечения безопасности "королевства"

1996 год

Ниже представлен отчёт, подготовленный «Исследовательской группой по новой стратегии Израиля на период до 2000 года» Института перспективных стратегических и политических исследований. Основные идеи данной статьи вытекают из дискуссии, в которой приняли участие видные деятели общественного мнения, включая Ричарда Перла, Джеймса Колберта, Чарльза Фэрбенкса-младшего, Дугласа Фейта, Роберта Лёвенберга, Дэвида Вурмсера и Мейрава Вурмсера. Отчёт под названием «Чистый разрыв: Новая стратегия обеспечения безопасности королевства» служит основой для серии последующих отчётов по стратегии.


У Израиля есть серьёзная проблема. Лейбористский (демократический) сионизм, который на протяжении 70 лет доминировал в сионистском движении, привел к застою и скованности экономики. Попытки спасти социалистические (социальные) институты Израиля, включая стремление к наднациональному суверенитету в ущерб национальному и проведение мирного процесса под лозунгом «Новый Ближний Восток», подрывают легитимность нации и ведут Израиль к стратегическому параличу и «мирному процессу» предыдущего правительства.

Этот мирный процесс скрыл свидетельства разрушения национальной критической массы, включая ощутимое чувство национального истощения, и привел к утрате стратегической инициативы. Потеря национальной критической массы лучше всего проиллюстрирована попытками Израиля привлечь Соединенные Штаты для продвижения непопулярной политики внутри страны, согласиться на переговоры о суверенитете над своей столицей и смиренно отреагировать на вспышку террора, настолько интенсивную и трагическую, что она помешала израильтянам заниматься обычными повседневными делами, такими как поездки на работу в автобусах.

Правительство Биньямина Нетаньяху приходит с новым набором идей. Хотя есть те, кто будет выступать за преемственность, у Израиля есть возможность полностью порвать с ним (to make a clean break); он может выстроить мирный процесс и стратегию, основанные на совершенно новой интеллектуальной основе, которая возродит стратегическую инициативу и предоставит стране возможность направить всю возможную энергию на возрождение сионизма, отправной точкой которого должна стать экономическая реформа. Чтобы обеспечить безопасность улиц и границ страны в ближайшем будущем, Израиль может:

Этот отчет содержит ключевые отрывки возможной речи, обозначенные как ТЕКСТ, которые подчеркивают полный разрыв, который новое правительство имеет возможность осуществить. Основная часть отчета представляет собой комментарий, объясняющий цель и излагающий стратегический контекст отрывков.

Новый подход к миру

Скорейшее принятие смелой, новой точки зрения на мир и безопасность крайне важно для нового премьер-министра. В то время как предыдущее правительство, как и многие другие страны, возможно, делало акцент на принципе «земля в обмен на мир», что поставило Израиль в положение культурного, экономического, политического, дипломатического и военного отступления, новое правительство может продвигать западные ценности и традиции. Такой подход, который будет хорошо принят в Соединенных Штатах, включает в себя «мир в обмен на мир», «мир через силу» и опору на собственные силы: баланс сил.

Может быть представлена новая стратегия перехвата инициативы:

текст:

Мы четыре года стремимся к миру, основанному на Новом Ближнем Востоке. Мы в Израиле не можем играть в невинных за границей в мире, который не является невинным. Мир зависит от характера и поведения наших врагов. Мы живём в опасном соседстве, с хрупкими государствами и ожесточённым соперничеством. Демонстрация моральной амбивалентности между стремлением построить еврейское государство и желанием уничтожить его, обменивая «землю на мир», не обеспечит «мира сейчас». Наши претензии на землю, за которую мы цеплялись за надежду 2000 лет, законны и благородны. Не в наших силах, независимо от того, насколько мы уступаем, заключить мир в одностороннем порядке. Только безоговорочное признание арабами наших прав, особенно в их территориальном измерении, «мир в обмен на мир», является прочной основой для будущего.

Стремление Израиля к миру проистекает из стремления к своим идеалам, а не заменяет их. Стремление еврейского народа к правам человека, заложенное в его идентичности 2000-летней мечтой жить свободно на своей собственной земле, формирует концепцию мира и отражает преемственность ценностей с западными и еврейскими традициями. Израиль теперь может принять переговоры, но как средство, а не цель, для достижения этих идеалов и демонстрации национальной стойкости. Он может бросать вызов полицейским государствам, обеспечивать соблюдение соглашений и настаивать на минимальных стандартах ответственности.

Обеспечение безопасности северной границы

Сирия бросает вызов Израилю на ливанской земле. Эффективным подходом, который Америка может одобрить, было бы, если бы Израиль перехватил стратегическую инициативу вдоль своих северных границ, вовлекая «Хезболлу», Сирию и Иран как главных агентов агрессии в Ливане, в том числе путем:

Израиль также может воспользоваться этой возможностью, чтобы напомнить миру о природе сирийского режима.

Сирия неоднократно нарушает своё слово. Она нарушила многочисленные соглашения с турками и предала Соединённые Штаты, продолжая оккупировать Ливан в нарушение Таифского соглашения 1989 года. Вместо этого Сирия организовала фиктивные выборы, установила режим квислинга и вынудила Ливан подписать «Соглашение о братстве» в 1991 году, которое положило конец суверенитету Ливана. Сирия начала колонизацию Ливана сотнями тысяч сирийцев, убивая при этом десятки тысяч собственных граждан, как это было всего за три дня в 1983 году в Хаме.

Под сирийской опекой процветает ливанская наркоторговля, за которую местные сирийские военные получают плату за защиту. Сирийский режим оказывает оперативную и финансовую поддержку террористическим группировкам в Ливане и на его территории. Действительно, контролируемая Сирией долина Бекаа в Ливане стала для террора тем же, чем Кремниевая долина стала для компьютеров. Долина Бекаа стала одним из основных источников распространения, если не местом производства, «супербанкнот» — фальшивых американских денег, настолько искусно изготовленных, что их невозможно обнаружить.

текст:

Переговоры с репрессивными режимами, такими как сирийский, требуют осторожного реализма. Нельзя разумно полагаться на добросовестность другой стороны. Израилю опасно наивно вести себя с режимом, убивающим собственный народ, открыто агрессивным по отношению к соседям, преступно связанным с международными наркоторговцами и фальшивомонетчиками, и поддерживающим самые смертоносные террористические организации.

Учитывая характер режима в Дамаске, вполне естественно и нравственно, что Израиль отказывается от лозунга «всеобъемлющий мир» и переходит к сдерживанию Сирии, привлекая внимание к её программе создания оружия массового уничтожения и отвергая соглашения «земля в обмен на мир» по Голанским высотам.

Переход к традиционной стратегии баланса сил

текст:

Мы должны трезво и чётко различать друзей и врагов. Мы должны убедиться, что наши друзья на Ближнем Востоке никогда не усомнятся в прочности или ценности нашей дружбы.

Израиль может формировать свою стратегическую обстановку в сотрудничестве с Турцией и Иорданией, ослабляя, сдерживая и даже отбрасывая Сирию назад. Эти усилия могут быть сосредоточены на отстранении Саддама Хусейна от власти в Ираке — важной стратегической цели Израиля, которая сама по себе является — как средство срыва региональных амбиций Сирии. Иордания недавно бросила вызов региональным амбициям Сирии, предложив восстановление власти Хашимитов в Ираке. Это спровоцировало иордано-сирийское соперничество, на которое Асад ответил активизацией усилий по дестабилизации Хашимитского Королевства, включая использование инфильтрации. Сирия недавно дала понять, что она и Иран, возможно, предпочли бы слабого, но едва выживающего Саддама, хотя бы для того, чтобы подорвать и унизить Иорданию в её усилиях по свержению Саддама.

Но Сирия вступает в этот конфликт, имея потенциальные слабости: Дамаск слишком занят решением проблемы угрожающего нового регионального уравнения, чтобы позволить отвлекаться на ливанский фланг. И Дамаск опасается, что «естественная ось» с Израилем с одной стороны, центральным Ираком и Турцией с другой, и Иорданией в центре сожмет и оторвет Сирию от Саудовского полуострова.

Для Сирии это может стать прелюдией к перекройке карты Ближнего Востока, которая поставит под угрозу территориальную целостность Сирии.

Поскольку будущее Ирака может существенно повлиять на стратегический баланс на Ближнем Востоке, вполне понятно, что Израиль заинтересован в поддержке Хашимитов в их усилиях по переосмыслению Ирака, включая такие меры, как: посещение Иордании в качестве первого официального государственного визита, даже до визита в Соединенные Штаты, нового правительства Нетаньяху; поддержка короля Хусейна путем предоставления ему конкретных мер безопасности для защиты его режима от сирийской подрывной деятельности; поощрение — через влияние в деловых кругах США — инвестиций в Иорданию с целью структурного сдвига экономики Иордании от зависимости от Ирака; и отвлечение внимания Сирии путем использования ливанских оппозиционных элементов для дестабилизации сирийского контроля над Ливаном.

Самое главное, понятно, что Израиль заинтересован в дипломатической, военной и оперативной поддержке действий Турции и Иордании против Сирии, например, в обеспечении племенных союзов с арабскими племенами, которые проникают на сирийскую территорию и враждебны сирийской правящей элите.

У короля Хусейна могут быть идеи для Израиля, как взять под контроль ливанскую проблему. Преимущественно шиитское население южного Ливана веками было связано с шиитским руководством в Наджфе, Ирак, а не Иран. Если бы Хашимиты контролировали Ирак, они могли бы использовать своё влияние на Наджф, чтобы помочь Израилю отдалить южноливанских шиитов от «Хезболлы», Ирана и Сирии. Шииты сохраняют тесные связи с Хашимитами: шииты прежде всего почитают семью Пророка, прямым потомком которой – и в чьих жилах течёт кровь Пророка – является король Хусейн.

Изменение характера отношений с палестинцами

У Израиля есть шанс построить новые отношения с палестинцами. Прежде всего, усилия Израиля по обеспечению безопасности на своих улицах могут потребовать преследования по горячим следам в контролируемых палестинцами районах, что является оправданной практикой, которую американцы могут одобрить.

Ключевым элементом мира является соблюдение уже подписанных соглашений. Поэтому Израиль имеет право настаивать на их соблюдении, включая закрытие «Ориент Хаус» и роспуск агентов Джибриля Руджуба в Иерусалиме. Более того, Израиль и США могут создать Совместный комитет по контролю за соблюдением, который будет периодически проверять, соответствует ли ООП минимальным стандартам соблюдения, полномочий и ответственности, прав человека, а также судебной и фидуциарной ответственности.

текст:

Мы считаем, что Палестинская администрация должна придерживаться тех же минимальных стандартов ответственности, что и другие получатели иностранной помощи США. Прочный мир не может терпеть репрессий и несправедливости. Режим, который не может выполнить даже самые элементарные обязательства перед своим народом, не может рассчитывать на выполнение своих обязательств перед соседями.

Израиль не несет никаких обязательств по соглашениям Осло, если ООП не выполнит свои обязательства. Если ООП не сможет соблюдать эти минимальные стандарты, то она не сможет быть ни надеждой на будущее, ни полноценным собеседником в настоящем. Чтобы подготовиться к этому, Израиль, возможно, захочет разработать альтернативы власти Арафата. У Иордании есть идеи на этот счет.

Чтобы подчеркнуть, что Израиль считает действия ООП проблематичными, а не арабский народ, Израилю, возможно, стоит рассмотреть возможность принятия особых мер по поощрению друзей и продвижению прав человека среди арабов. Многие арабы готовы работать с Израилем; важно выявлять их и помогать им. Израиль также может обнаружить, что многие его соседи, например, Иордания, имеют проблемы с Арафатом и могут захотеть сотрудничать. Израиль также может стремиться к лучшей интеграции своих арабов.

Формирование новых отношений между США и Израилем

В последние годы Израиль активно вмешивался в свою внутреннюю и внешнюю политику по двум причинам: чтобы преодолеть внутреннее сопротивление уступкам по принципу «земля в обмен на мир», которые израильская общественность не могла принять, и чтобы склонить арабов к переговорам — деньгами, прощением прошлых грехов и доступом к американскому оружию. Эта стратегия, требовавшая направления американских денег репрессивным и агрессивным режимам, была рискованной, дорогостоящей и очень затратной как для США, так и для Израиля, и ставила Соединенные Штаты в положение, которое они не должны были ни иметь, ни желать.

Израиль может полностью порвать с прошлым и сформировать новое видение американо-израильского партнерства, основанное на самостоятельности, зрелости и взаимности, а не узко сфокусированное на территориальных спорах. Новая стратегия Израиля, основанная на общей философии мира через силу, отражает преемственность с западными ценностями, подчеркивая, что Израиль самостоятелен, не нуждается в американских войсках для своей защиты, в том числе на Голанских высотах, и может самостоятельно управлять своими делами. Такая самостоятельность предоставит Израилю большую свободу действий и устранит существенный рычаг давления, использовавшийся против него в прошлом.

Чтобы подкрепить эту мысль, премьер-министр может использовать свой предстоящий визит, чтобы объявить, что Израиль теперь достаточно зрел, чтобы немедленно освободиться, по крайней мере, от американской экономической помощи и кредитных гарантий, которые мешают экономическим реформам. [Военная помощь пока не будет отделена, до тех пор, пока не будут приняты адекватные меры, гарантирующие, что Израиль не столкнется с проблемами поставок средств самообороны]. Как отмечается в другом докладе Института, Израиль может стать самодостаточным только путём радикальной, а не поэтапной либерализации своей экономики, снижения налогов, легализации зоны свободной переработки и распродажи государственных земель и предприятий — шагов, которые воодушевят и найдут поддержку у широкого двухпартийного спектра ключевых произраильских лидеров Конгресса, включая спикера Палаты представителей Ньюта Гингрича.

В этих условиях Израиль может эффективнее сотрудничать с США для противодействия реальным угрозам региону и безопасности Запада. Г-н Нетаньяху может подчеркнуть своё стремление к более тесному сотрудничеству с Соединёнными Штатами в области противоракетной обороны, чтобы устранить угрозу шантажа, который даже слабая и удалённая армия может представлять для любого из государств. Такое сотрудничество в области противоракетной обороны не только противодействовало бы ощутимой физической угрозе существованию Израиля, но и расширило бы базу поддержки Израиля среди многих в Конгрессе США, которые, возможно, мало знают об Израиле, но очень обеспокоены противоракетной обороной. Такая широкая поддержка может быть полезна в усилиях по переносу посольства США в Израиле в Иерусалим.

Чтобы предвидеть реакцию США и планировать способы управления и сдерживания этой реакции, премьер-министр Нетаньяху может формулировать политику и акцентировать внимание на предпочитаемых им темах на языке, знакомом американцам, используя подходы американских администраций времён холодной войны, которые хорошо применимы к Израилю. Если Израиль хочет проверить определённые предложения, требующие благожелательной американской реакции, то лучшее время для этого — до ноября 1996 года.

Conclusions: Transcending the Arab-Israeli Conflict

текст:

Israel will not only contain its foes; it will transcend them.

Известные арабские интеллектуалы много писали о своём восприятии неурядиц Израиля и утраты им национальной идентичности. Это восприятие провоцировало нападки, мешало Израилю достичь истинного мира и давало надежду тем, кто стремился уничтожить Израиль. Таким образом, предыдущая стратегия вела Ближний Восток к новой арабо-израильской войне. Новая повестка дня Израиля может означать полный разрыв, отказавшись от политики, предполагавшей истощение сил и допускавшей стратегическое отступление, восстановив принцип превентивного удара, а не только возмездия, и перестав принимать на себя удары по стране без ответа.

Новая стратегическая повестка Израиля может сформировать региональную обстановку таким образом, чтобы предоставить Израилю возможность перенаправить свою энергию туда, где она больше всего нужна: на возрождение своей национальной идеи, которое может возникнуть только через замену социалистических основ Израиля более прочной основой; и на преодоление её «истощения», которое угрожает выживанию нации.

В конечном счёте, Израиль может сделать больше, чем просто урегулировать арабо-израильский конфликт посредством войны. Никакое количество оружия или побед не принесёт Израилю мира, к которому он стремится. Когда Израиль обретёт прочную экономическую основу, станет свободным, сильным и здоровым внутри страны, он больше не будет просто урегулировать арабо-израильский конфликт; он выйдет за его рамки. Как недавно заявил один из высокопоставленных лидеров иракской оппозиции: «Израиль должен обновить и оживить своё моральное и интеллектуальное лидерство. Это важный, если не самый важный, элемент в истории Ближнего Востока». Израиль — гордый, богатый, крепкий и сильный — станет основой поистине нового и мирного Ближнего Востока.

Участники исследовательской группы «Новая стратегия Израиля на период до 2000 года»:

Ричард Перл, Американский институт предпринимательства, Руководитель исследовательской группы
Джеймс Колберт, Еврейский институт национальной безопасности
Чарльз Фэрбенкс-младший, Университет Джонса Хопкинса/SAIS
Дуглас Фейт, Feith and Zell Associates
Роберт Левенберг, Президент, Института перспективных стратегических и политических исследований
Джонатан Тороп, Вашингтонский институт ближневосточной политики
Дэвид Вурмсер, Институт перспективных стратегических и политических исследований
Мейрав Вурмсер, Университет Джонса Хопкинса