Метро, которого нет: "Львовская брама"

"Львовская брама" - станция на Сырецко-Печерской линии метрополитена, которая до сих пор не открыта, а строительство ее заморожено. Проще говоря - "станция-призрак". Расположена она между станциями "Лукьяновская" и "Золотые ворота". Кстати, в сопровождении профессиональных гидов вы можете услышать и другие интересные истории на наших экскурсиях по Киеву.

Название нашей сегодняшней героини посвящено Львовским воротам ("браме") Старокиевской крепости, располагавшихся на месте современной Львовской площади. Варианты проектных названий станции - "Львовская", "Львовская площадь". Изначально предполагалось, что именно на "Львовской браме" будет организован пересадочный узел с Подольско-Вигуровской линией. Позже трассировка четвертой линии была изменена и пересадку перенесли на соседнюю "Лукьяновскую".

Строительные работы в направлении "Львовской брамы" начались на рубеже 80-90-х годов прошлого века. К середине 90-х подземная часть станции была построена практически полностью, путевые стены даже успели облицевать мрамором. А вот строительство эскалаторных тоннелей и вестибюля задерживалось из-за отсутствия единого мнения, куда выводить выход со станции. Дело в том, что Львовскую площадь уже не первое десятилетие собирались реконструировать и, прежде чем начинать строительство выхода из метро, нужно было решить, как будет выглядеть сама площадь. В конце концов в начале 1996 г., с целью ускорения пуска участка от "Золотых ворот" до "Лукьяновской" и экономии и без того недостающих средств, городскими властями было принято решение отказаться от строительства выхода со "Львовской брамы" до решения вопроса реконструкции площади. Таким образом, одновременно с открытием в конце 1996 г. "Лукьяновской" работы на "Львовской браме" фактически остановились, а станция обрела статус "станции-призрака".

Тогда казалось, что в таком статусе станция будет жить недолго. Но за прошедшие почти два десятилетия работы по постройке выхода фактически не начались, хотя новые сроки открытия станции назывались с завидной регулярностью. Последний срок, который озвучивался в конце прошлого года, - 2015 г. Однако никаких работ в ближайшем будущем не ожидается и эта дата де факто уже невыполнима. Впрочем, привязка к реконструкции площади по прошествии 18 лет выглядит несерьезной: дело в том, что вариантов строительства выхода со станции было очень много и некоторые из них позволяли построить выход не дожидаясь реконструкции. Да и сама по себе стоимость строительства не является какой-то очень космической. Больше похоже на то, что открытие станции просто не очень нужно столичным градоначальникам.

Судьба "Львовская брамы" очень напоминает питерскую "Адмиралтейскую": схожие годы начала строительства, статус "станции-призрака" на действующем участке, неопределенность с точкой вывода выхода на поверхность и даже близкая глубина заложения. Правда, "Адмиралтейскую" в конце 2011 г. таки ввели в эксплуатацию, а "Львовскую браму" доводить до ума даже не начинали. При этом Львовская площадь давно уже перегружена транспортом и открытие станции могло бы облегчить и ускорить транспортное сообщение в этой части города.

1. Вариантов оформления станции предлагалось довольно таки много; первый конкурс на ее оформление объявили еще в конце 80-х.


Этои два эскиза позже предлагалися для станции "Дорогожичи":
Еще варианты от классических форм до хайтека

Утвержденный вариант. Архитекторы: В. Гневишев, Т. Целиковская, Н. Алёшкин.
Пилоны, покрытые белым мрамором, должны чередоваться с пилонами, которые будут облицованы зеленым мрамором.
Над последними должны располагаться декоративные арки.
И вариация от "Харьковметропроекта"

9. Со строительства практически всех станций Киевского метро имеются хоть какие-нибудь фотографии. Есть даже фото, относящееся к непостроенной "Герцена". А вот со строительства "Львовской брамы" ни одного фото пока не встретилось. Станция-загадка, не иначе. Так выглядит "Львовская брама" в наши дни:


10. Проезжая мимо станции можно увидеть платформы боковых залов и облицованные мрамором путевые стены. По 2-му пути ("Золотые ворота" >> "Лукьяновская") частично смонтирован зонт:


11. 1-й путь. Здесь зонт еще не смонтирован, но мрамор на путевой стене тоже есть. Отмывать его будут, конечно, долго.


12. Проезжающий в полумраке через пустую станцию-призрак поезд и сам смотрится словно призрак.

13. Центральный зал станции готов полностью, но отделки тут пока нет. В тишине между проезжающими поездами слышно, как со свода на платформу падают редкие капли воды.


14. "Львовская брама" имеет обычную "киевскую" пилонную конструкцию из сборного железобетона. Ширина пилонов и проходов между ними - 3 м.

15. Расстояние между "Лукьяновской" и "Золотыми воротами" составляет 3,1 км, что значительно больше, чем допустимые нормами 2 км. Поэтому сейчас станция выполняет роль эвакуационной платформы на случай какого-нибудь ЧП. В проходах между залами станции имеются вентиляторы дымоудаления, а сами проходы закрыты дверьми.


16. Глухой торец центрального зала. Чтобы торец не выдавило внутрь горным давлением, он выполнен не одной стенкой "во весь рост", а в виде "ступенек" с помощью обделок разного диаметра. Во время отделки все это хозяйство закроют фальш-стеной.

17. Противоположный торец зала, к которому будет примыкать эскалаторный тоннель:


18. Пройдем чуть дальше. Прямо перед нами действующая водоотливная установка, а за ней будет располагаться натяжная камера эскалатора:

19. Территориально станция расположена под дворами рядом со Львовской площадью. Расстояние от "Львовской брамы" до "Золотых ворот" - 1461 м; до "Лукьяновской" - 1639 м. Глубина заложения около 90 м.

20. Из-за большой глубины заложения на "Львовской браме" предполагается строительство двух эскалаторных тоннелей с промежуточным вестибюлем. Еще на момент проектирования станции было определено, что выход с нее будет размещаться непосредственно на Львовской площади. К этому базовому и логичному варианту, проектировщики позже предложили еще с десяток, как с выходом на площадь, так и без, чтобы обойти проблему реконструкции площади. Но воз, как мы знаем, и ныне там. На картинке вы видите только один из вариантов: согласно нему предлагалось построить выход в дворик по ул. Воровского и заложить возможность достройки выхода на площадь.


21. Вариант середины 2000-х:


22. Для реконструкции площади и строительства выхода из метро киевские власти пытались привлекать инвесторов. Само собой в таком варианте предусматривалось строительство очередного торгового центра с подземным паркингом. Промежуточный вестибюль станции предполагалось разместить на нижнем уровне торгового центра, а верхний эскалаторный наклон был бы фактически совмещен с ТЦ. Ровно 10 лет назад даже был выбран инвестор (компания "Зубр ЛТД"), однако впоследствии он не смог выполнить взятые на себя обязательства, вследствие чего договор был расторгнут. В 2007 г. ООО "Зубр ЛТД" повторно было выбрано инвестором по многострадальному объекту, а затем заменено на ООО "Коника".

Тогда же в 2007-2008 гг. развернулась наиболее активная волна дебатов и обещаний вокруг "Львовской брамы". Казалось бы, вот-вот таки начнется долгожданное строительство. В апреле 2008 г. Л. Черновецкий даже устроил пресс-конференцию прямо на станции, где было сделано громкое заявлении о размораживании строительных работ. Но после выборов мэра Киева вся активность постепенно заглохла.

23. Один из вариантов выхода разрабатывался "Харьковметропроектом":


24. В разные годы назывались совершенно разные цифры стоимости строительства выхода со "Львовской брамы": в 2004 г. речь шла про 140 млн. грн, в 2007 - около 300, а в 2011 внезапно была названа цифра 150 млн. грн. Такое шатание стоимости в разные стороны вероятно происходит из различных оценок строительства: с реконструкцией площади и без.

25. Даже в самом оптимистичном варианте на строительство выхода со станции требуется не менее полутора-двух лет. Чтобы ускорить открытие станции, некоторые архитекторы предлагали даже "альтернативные" варианты выхода в виде обычных лифтов.


Источник:
http://tov-tob.livejournal.com/

Джерело:
https://the-city.kiev.ua/ru/article/metro-kotorogo-net-lvovskaya-brama-38