"Хинд Сварадж", или Индийское самоуправление

26 января 1921 года

Тот факт, что эта брошюра привлекла к себе такое внимание, конечно, для меня большое счастье. Оригинал ее написан на гуджарати. Судьба этой брошюры была нелегкой. Впервые она была опубликована в Южной Африке на страницах "Индиан опиньон". "Хинд сварадж" была написана в 1908 году на обратном пути из Лондона в Южную Африку как ответ индийской школе насилия и ее прототипу в Южной Африке. В Лондоне я вступил в контакт со всеми известными индийскими анархистами. Их смелость поразила меня, но я полагаю, что их рвение направлено по ложному пути. Я подумал также, что насилие - не лекарство для Индии и что индийской цивилизации для самозащиты нужно иное и более благородное оружие. Сатьяграха в Южной Африке была еще ребенком, едва достигшим двухлетнего возраста. Однако она уже настолько окрепла, что я мог писать о ней с известной степенью доверия.

"Хинд сварадж" получил такую высокую оценку, что его издали в виде отдельной брошюры. Брошюра эта привлекла всеобщее внимание в Индии. Правительство Бомбея запретило ее распространение. Я ответил публикацией ее перевода. Я считал своим долгом ознакомить своих английских друзей с содержанием брошюры. По-моему, это такая книга, которую можно дать даже ребенку. Она учит евангелию любви, а не евангелию ненависти. Она хочет заменить насилие самопожертвованием. Она противопоставляет грубой материальной силе силу духа. Брошюра выдержала несколько изданий и я рекомендую ее всем, кто пожелает ее прочесть. Я не выбросил из брошюры ничего, кроме одного слова, да и то из уважения к одной пожилой леди, которая была мне другом. Я изложил причины этого изменения в предисловии к индийскому изданию.

Брошюра представляет собой суровое осуждение "современной цивилизации". Она была написана в 1908 году. Ныне мои убеждения тверды, как никогда. Я считаю, что если бы Индия отбросила "современную цивилизацию", она бы только выиграла от этого.

Но я хочу предупредить читателя, чтобы он не подумал, что в настоящее время моей целью является сварадж, описанный в брошюре. Я знаю, что Индия еще не созрела для него. Такое заявление может показаться неуместным. Но это мое убеждение. Лично я тружусь во имя свараджа, описанного в этой брошюре. Но сегодня все мои усилия несомненно направлены на достижение парламентского свараджа в соответствии с волей и желанием индийского народа. Я не ставлю своей целью уничтожение железных дорог и больниц, хотя, конечно, приветствовал бы их естественное разрушение. Ни железные дороги, ни больницы не являются признаками настоящей цивилизации. В лучшем случае они - неизбежное зло. Ни то, ни другое не прибавляет ни дюйма к нравственному уровню нации. Я не стремлюсь и к окончательному упразднению судов, хотя и считаю, что это "совершенство, к которому следует благочестиво стремиться". Еще менее пытаюсь я уничтожить машины и фабрики. Это требует высшей простоты и высшего отречения, нежели то, к которому готов сегодня народ.

Единственной частью программы, которая осуществляется теперь во всей полноте, является ненасилие. Но должен с сожалением признать, что и ненасилие осуществляется не в духе этой брошюры. Если бы это было не так, Индия установила бы сварадж за один день. Если бы Индия усвоила доктрину любви как основную часть своей религии и она бы стала составной частью ее политики, сварадж снизошел бы на Индию с небес. Но я мучительно сознаю, что это еще весьма далеко от нас.

Я предлагаю вашему вниманию эти замечания, потому что многие прибегают к цитатам из брошюры для того, чтобы дискредитировать подлинное движение. Я даже читал где-то, что я веду тайную игру, используя сегодняшние беспорядки, чтобы навязать Индии свои чудачества, и что я провожу свои религиозные искания за счет Индии. Могу лишь сказать, что сатьяграха - слишком суровое движение, чтобы предполагать нечто подобное. В ней нет ничего скрытного, ничего тайного. Только часть философии жизни, изложенной в "Хинд сварадж", действительно осуществляется. Ее полное осуществление не вызывает опасений. Но нехорошо отпугивать людей, вырывая из моих произведений куски, не имеющие никакого отношения к проблеме, стоящей перед страной.



Глава IV. ЧТО ТАКОЕ СВАРАДЖ?

Читатель: Теперь я знаю, что сделал Конгресс, чтобы превратить Индию в единую нацию, как раздел вызвал пробуждение и как недовольство и волнение распространились по стране. Я хотел бы узнать ваши взгляды на сварадж. Боюсь, что мы его толкуем не так, как вы.

Редактор: Вполне возможно, что мы по-разному понимаем это слово. Мы с вами и все индийцы полны нетерпения добиться свараджа, но, по-видимому, мы не договорились, что это такое. Изгнать англичан из Индии - вот что слышишь из уст многих, но, кажется, мало кто хорошенько обдумал, зачем это надо. Я должен задать вам один вопрос. Считаете ли вы, что необходимо изгнать англичан, даже если мы получим все, что хотим?

Читатель: Я попросил бы у них только одно, а именно: "Пожалуйста, покиньте нашу страну". Если бы после выполнения этой просьбы оказалось, что их уход из Индии означает, что они все еще остаются, я не высказал бы никаких возражений. Только мы поняли бы, что на их языке слово "ушли" значит то же, что "остались".

Редактор: Итак, предположим, что англичане ушли. Что бы вы тогда стали делать?

Читатель: Сейчас на этот вопрос нельзя ответить. Положение после ухода англичан во многом будет зависеть от того, как они уйдут. Если, как вы предполагаете, они уйдут, мне кажется, мы все же сохраним их конституцию и систему управления. Если они уйдут просто по нашей просьбе, у нас будет под рукой армия и т. д. Следовательно, нам не трудно будет управлять самим.

Редактор: Вы можете думать так, а я не могу. Но я не буду сейчас обсуждать этот вопрос. Мне надо ответить на ваш вопрос, и я вполне могу это сделать, задав вам в свою очередь несколько вопросов. Почему вы хотите изгнать англичан?

Читатель: Потому что Индия стала нищей благодаря их правлению. Год за годом они забирают наши деньги, сохраняют за собой самые важные должности, держат нас в состоянии рабства, обращаются с нами нагло, а с нашими чувствами не считаются.

Редактор: Если бы они не забирали наших денег, стали более уступчивыми и дали нам ответственные посты, вы все еще считали бы их присутствие вредным? Читатель: Это праздный вопрос. Он похож на вопрос о том, будет ли вред от общения с тигром, если он изменит свой нрав. Такой вопрос - пустая трата времени. Когда тигр изменит свой нрав, тогда и англичане изменят свой. Это невозможно, и было бы нелепо, конечно, если бы люди считали это возможным. Редактор: Предположим, что мы получили самоуправление, сходное с тем, которое имеют жители Канады и Южной Африки. Будет ли этого достаточно?

Читатель: Это тоже праздный вопрос. Мы можем получить его, когда у нас будут такие же силы; тогда мы поднимем наш собственный флаг. Индия должна быть такой же, как Япония. У нас должен быть собственный флот, собственная армия, у нас должно быть собственное величие, и тогда голос Индии прозвучит на весь мир.

Редактор: Вы хорошо нарисовали картину того, о чем идет речь. В сущности, она означает вот что: мы хотим английское правление без англичан. Вы хотите иметь нрав тигра, но не самого тигра, т. е. вы хотите сделать Индию английской. А когда она станет английской, она будет называться не Индостан, а Англистан. Это не тот сварадж, которого хочу я.

Читатель: Я представил вам сварадж таким, каким он, по-моему, должен быть. Если образование, которое мы получили, на что-нибудь годится, если работы Спенсера, Милля и других имеют какое-то значение и если английский парламент действительно мать парламентов, то я полагаю, что мы должны подражать англичанам и притом в такой степени, чтобы не позволять обосновываться в нашей стране ни им, ни кому бы то ни было, так же, как они никому не позволяют это в своей. Ни в одной стране не было сделано того, что они сделали у себя. Для нас правильным поэтому будет перенять их учреждения. Но теперь я хотел бы узнать ваше мнение.

Редактор: Наберитесь терпения. Моя точка зрения выявится сама собой в ходе нашей беседы. Понять истинную природу свараджа для меня настолько же трудно, насколько вам это кажется легко. Поэтому пока я ограничусь попыткой показать, что истинный сварадж - это не то, что вы называете свараджем.

Глава V. ПОЛОЖЕНИЕ АНГЛИИ

Читатель: Из вашего заявления я делаю вывод, что система управления Англии нежелательна, и нам не стоит ее перенимать.

Редактор: Ваш вывод правилен. Положение Англии в настоящее время плачевно. Я молю бога, чтобы Индия никогда не была в таком жалком положении. Парламент, который вы считаете матерью парламентов, подобен бесплодной женщине и проститутке. Оба слова грубы, но они как раз сюда подходят. Их парламент не сделал еще по своей воле ничего полезного. Поэтому я сравнил его с бесплодной женщиной. Этот парламент таков, что без давления извне он ничего сделать не может. Он похож на проститутку, потому что находится под контролем министров, которые время от времени меняются. Сегодня он находится под контролем м-ра Асквита, а завтра может оказаться под контролем м-ра Бальфура.

Читатель: Сказано язвительно. Однако выражение "бесплодная женщина" здесь неприменимо. Парламент, будучи избран народом, должен работать под общественным давлением. Это его характерная особенность.

Редактор: Вы ошибаетесь. Давайте исследуем это более тщательно. Предполагается, что народ должен избирать лучших людей. Члены парламента служат без вознаграждения (*) и, следовательно, нужно предполагать, служат только во имя общественного блага. Избиратели считаются образованными людьми, и поэтому следует считать, что они большей частью не должны делать ошибочный выбор. Такой парламент не должен нуждаться в пришпоривании посредством петиций или любого другого средства давления. Его работа должна проходить гладко, чтобы с каждым днем ее результаты становились более очевидными. Но на самом деле общепризнано, что члены парламента лицемерны и эгоистичны. Каждый из них думает только о своих собственных мелких интересах. Боюсь, что это и служит для них главным побуждением. То, что сделано сегодня, может быть уничтожено завтра. Невозможно привести ни единого примера из работы парламента, где можно было бы предсказать окончательное решение. Когда обсуждались важнейшие вопросы, можно было наблюдать, как члены парламента потягивались и дремали. Иногда члены парламента столько болтают, что вызывают у слушателей негодование. Карлейль назвал парламент "мировой говорильней". За свою партию члены парламента голосуют не задумываясь. К этому их обязывает так называемая дисциплина. Если какой-нибудь член парламента в порядке исключения голосует самостоятельно, его считают ренегатом. Если бы деньги и время, растрачиваемые парламентом, были доверены нескольким порядочным людям, английская нация занимала бы сегодня гораздо более высокое положение. Парламент для нации - это просто дорогостоящая игрушка. Это мнение ни в коей мере не принадлежит исключительно мне. Его уже высказывали некоторые великие английские мыслители. Один из членов парламента недавно сказал, что истинный христианин не может стать парламентарием. Другой сказал, что парламент - младенец. И если он остается младенцем после семи веков существования, то когда же он выйдет из младенческого состояния?

(* Вознаграждение членам парламента было введено в 1911 году. (Прим. к инд. изд.) *)

Читатель: Мне нужно над этим подумать. Вы ведь не считаете, что я соглашусь сразу со всем, что вы говорите. Вы изложили мне совершенно новую точку зрения. Мне придется ее переварить. Не объясните ли вы мне теперь, почему вы назвали парламент проституткой?

Редактор: Что вы не можете принять мои взгляды сразу, это вполне понятно. Если вы почитаете литературу по этому предмету, у вас будет некоторое представление на этот счет. У парламента нет настоящего хозяина. Даже когда есть хозяин - премьер-министр, все равно парламент бросает из стороны в сторону, как проститутку. Премьер-министр больше заботится о своей власти, чем об удовлетворительной работе парламента. Всю свою энергию он тратит на то, чтобы обеспечить успех своей партии. Он не всегда заботится о том, чтобы парламент поступал справедливо. Известны премьер-министры, которые заставляли парламент действовать только к выгоде партии. Обо всем этом стоит подумать.

Читатель: Значит, в действительности вы нападаете на тех, кого до сих пор мы считали патриотичными и честными людьми?

Редактор: Да, это правда. Я ничего не имею против премьер-министров, но то, что я видел, наводит меня на мысль, что их нельзя считать настоящими патриотами. Если следует их считать честными потому, что они не берут то, что обычно называют взятками, пусть они считаются таковыми, но на них можно влиять более утонченными средствами. Для достижения своих целей они несомненно подкупают людей почестями. Я не колеблясь говорю, что у них нет ни подлинной честности, ни настоящей совести.

Читатель: Поскольку у вас такие взгляды на парламент, я хотел бы послушать, что вы скажете об английском народе, чтобы знать ваше мнение о его правительстве.

Редактор: Для английских избирателей их газеты являются Библией. Они руководствуются газетами, которые часто нечестны. Один и тот же факт по-разному толкуется различными газетами в зависимости от того, в интересах какой партии они издаются. Одна газета считает какого-нибудь великого англичанина образцом честности, другая считает его бесчестным. Каково же положение народа, у которого такие газеты?

Читатель: Расскажите же о нем.

Редактор: Этот народ часто меняет свои взгляды. Говорят, он меняет их каждые семь лет. Его взгляды колеблются, как маятник, и никогда не бывают устойчивыми. Народ пойдет за хорошим оратором или человеком, который устраивает для него вечера, приемы и т. п. Каков народ, таков и его парламент. Одно качество у англичан, конечно, очень сильно развито. Они никогда не дадут своей стране погибнуть. Если кто-нибудь косо посмотрит на их страну, они выцарапают ему глаза. Но это не означает, что английская нация обладает всеми другими достоинствами и что ей следует подражать. Если Индия будет копировать Англию, то, в этом я твердо убежден, она погибнет. Читатель: Чему вы приписываете такое положение в Англии?

Редактор: Оно не вызывается какими-то особыми недостатками английского народа, такое положение обусловлено современной цивилизацией. От истинной цивилизации у нее только название. При такой цивилизации народы Европы с каждым днем приходят в упадок и гибнут.

Глава VI. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Читатель: Теперь вам придется объяснить, что вы понимаете под цивилизацией.

Редактор: Вопрос не в том, что я под этим понимаю. Некоторые английские писатели отказываются называть цивилизацией то, что выступает под этим названием. На эту тему было написано много книг. Были созданы общества для излечения нации от зол цивилизации. Великий английский писатель (*) написал работу, названную "Цивилизация: ее причины и лечение". В этой работе он называет цивилизацию болезнью.

(* Эдвард Карпентер. (Прим. к инд. изд.) *)

Читатель: Почему мы обычно не знаем этого? Редактор: Ответ очень прост. Мы редко встречаем людей, которые выступали бы против самих себя. Люди, отравленные современной цивилизацией, едва ли будут писать против нее. Они заботятся о том, чтобы отыскать факты и аргументы в ее поддержку, и это они делают бессознательно, веря, что она и есть истинная цивилизация. Человек, пока он спит, верит в свой сон; заблуждение прекращается только тогда, когда он пробуждается. Человек, отравленный цивилизацией, подобен спящему. То, что мы обычно читаем, это книги защитников современной цивилизации. Среди ее приверженцев несомненно есть выдающиеся и даже очень хорошие люди. Их произведения нас гипнотизируют. И вот таким образом нас, одного за другим, затягивает в водоворот.

Читатель: Это кажется очень правдоподобным. Теперь расскажите мне, пожалуйста, что вы читали и думали об этой цивилизации.

Редактор: Давайте прежде всего рассмотрим, какой порядок вещей определяется словом "цивилизация". Ее подлинным критерием является тот факт, что люди, живущие в цивилизованном мире, ставят своей целью в жизни физическое благополучие. Приведем несколько примеров. Европейцы живут сегодня в домах, построенных лучше, чем сотню лет назад. Этот факт символизирует цивилизацию, и он также является средством повышения физического благополучия. Прежде одеждой служили шкуры, а оружием - копья.

Теперь носят длинные брюки и различную другую одежду для украшения тела, а вместо копий применяют револьверы с пятью патронами или даже больше. Если народ какой-нибудь страны, где до настоящего времени не было обыкновения носить много платья, ботинки и т. п., перенимает европейскую одежду, то считается, что он вышел из состояния дикости и стал цивилизованным. Прежде в Европе люди пахали землю главным образом вручную. Ныне с помощью парового двигателя один человек может вспахать огромную полосу земли и таким образом накопить большие богатства. Это называют показателем цивилизации. Прежде только немногие писали книги и притом ценные. Теперь кто угодно пишет и печатает все, что ему угодно, и отравляет умы людей. Прежде люди путешествовали в повозках. Теперь они мчатся в поездах со скоростью четыреста или больше миль в день. Это считается вершиной цивилизации.

Установлено, что по мере прогресса человечества люди смогут путешествовать на воздушных кораблях и достигать любой части земного шара за несколько часов. Людям не нужно будет использовать свои руки и ноги. Они нажмут кнопку - и одежда окажется у них под рукой. Они нажмут другую кнопку - и получат газету, третью - и их будет ждать автомобиль. У них будет разнообразная, искусно сервированная пища. Все будет делаться машинами. Прежде, когда люди сражались друг с другом, они мерялись своей физической силой, теперь же один человек, стреляя из пушки с холма, может лишить жизни тысячи людей. Это цивилизация. Прежде люди работали на открытом воздухе столько, сколько им хотелось. Теперь тысячи рабочих собираются вместе и работают на фабриках и в шахтах, чтобы добыть средства к существованию. Условия их жизни хуже, чем у животных. Рискуя своей жизнью, они вынуждены работать на миллионеров, выполняя самые опасные работы. Прежде люди делались рабами в силу физического принуждения. Теперь их порабощают соблазн денег и роскошь, приобретаемая за деньги. Ныне существуют болезни, о которых люди раньше не имели представления, и целая армия врачей занята поисками средств их лечения, соответственно растет число больниц. Это мерило цивилизации. Прежде требовались специальные посыльные и большие расходы для отправки писем; ныне каждый может оскорбить своего собрата посредством письма, которое обойдется ему в одно пенни. Правда, за ту же цену он может также послать и свою благодарность. Прежде питались два-три раза в день, и пища состояла из домашнего хлеба и овощей; теперь нужна какая-нибудь еда через каждые два часа, так что едва ли остается свободное время на что-нибудь другое. Что мне еще прибавить? Во всем этом вы можете убедиться, прочтя несколько авторитетных книг. Все это подлинные критерии цивилизации. И если кто-нибудь утверждает обратное, знайте, что он невежда. Эта цивилизация не принимает во внимание ни мораль, ни религию. Ее приверженцы спокойно заявляют, что обучение религии не их дело. Некоторые даже считают, что религия - это продукт суеверия. Другие же рядятся в религиозные облачения и болтают о морали. Однако в результате двадцатилетнего опыта я пришел к выводу, что под именем морали часто преподается безнравственность. Даже ребенок поймет, что во всем, что я описал выше, не может быть никаких побуждений к морали. Цивилизация стремится к увеличению комфорта для людей, но, к несчастью, она терпит позорную неудачу даже в этом.

Эта цивилизация - отрицание религии, и она настолько захватила народы Европы, что они кажутся полусумасшедшими. Они утратили настоящую физическую силу и мужество, Они поддерживают свою энергию с помощью опьянения. Они вряд ли могут быть счастливы в одиночестве. Женщины, которые должны быть царицами домашнего очага, бродят по улицам или трудятся как рабыни на фабриках. За жалкие гроши только в одной Англии полмиллиона женщин трудятся в тяжелейших условиях на фабриках и в подобных им заведениях. Этот страшный факт - одна из причин ширящегося с каждым днем движения суфражисток.

Эта цивилизация такова, что она разрушится сама собой, нужно только иметь терпение. Согласно учению Мухаммеда ее следует считать сатанинской цивилизацией. Индуизм называет ее черным веком. Я не могу дать вам адекватного понятия о ней. Она въедается в жизненно важные органы английской нации. Ее нужно избегать. Парламенты - это настоящие символы рабства. Если вы в достаточной мере подумаете об этом, то у вас составится такое же мнение и вы перестанете осуждать англичан. Они заслуживают скорее нашего сочувствия. Они - умная нация, и поэтому я верю, что они отбросят зло. Они предприимчивы и трудолюбивы, а их склад мышления не безнравственный от природы. В глубине души они неплохие люди, поэтому я уважаю их. Цивилизация не является неизлечимой болезнью, но никогда не следует забывать, что английский народ в настоящее время ею поражен.

Глава VII. ПОЧЕМУ БЫЛА УТРАЧЕНА ИНДИЯ?

Читатель: Вы много рассказали о цивилизации - достаточно, чтобы заставить меня размышлять над этим. Я не знаю, что из опыта европейских наций я должен принять и чего я должен избегать, но один вопрос напрашивается уже сейчас. Если цивилизация - болезнь и Англия подвержена ей, то почему Англия сумела завладеть Индией и удерживать

ее? Редактор: На ваш вопрос нетрудно ответить, и сейчас мы в состоянии рассмотреть истинный характер свараджа, ибо я сознаю, что я еще должен ответить на этот заданный вами ранее вопрос. Вернусь, однако, к вопросу, поставленному вами сейчас. Англичане не завладели Индией, мы им отдали ее. Они находятся в Индии не благодаря своей силе, а потому, что мы держим их здесь. Посмотрим теперь, подтверждается ли это мое заявление. Первоначальной целью англичан, когда они прибыли в нашу страну, была торговля. Вспомните могущество Компании (*). Кто сделал ее могущественной? В то время у англичан не было ни малейшего намерения установить здесь королевство. Кто помогал чиновникам Компании? Кто соблазнился их серебром? Кто покупал их товары? История говорит, что все это делали мы. Чтобы сразу разбогатеть, мы стали принимать чиновников Компании с распростертыми объятиями. Мы помогали им. Если я имею привычку курить гашиш, а торговец гашишем продает его мне, кого я должен обвинять, себя или его? Смогу ли я избавиться от этой привычки, обвиняя торговца? Если один торговец будет изгнан, не займет ли его место другой? Истинный слуга Индии должен добраться до сути вопроса. Если невоздержанность в пище вызвала у меня расстройство желудка, я, конечно, не отделаюсь от него, сваливая вину на воду. Настоящий врач - тот, кто исследует причину болезни. И если вы выступаете как врач, желающий вылечить болезнь Индии, вам придется выяснить ее действительную причину.

(* Ост-Индская компания. *)

Читатель: Вы правы. Думаю, вам не придется со мною спорить, чтобы убедить меня. Я с нетерпением жду дальнейшего изложения ваших взглядов. Мы остановились теперь на самой интересной теме. Я попытаюсь поэтому следить за вашей мыслью и остановлю вас, когда у меня возникнут сомнения.

Редактор: Боюсь, что, несмотря на ваше рвение, когда мы пойдем дальше, у нас выявятся различия во взглядах. Тем не менее я буду спорить только тогда, когда вы меня остановите. Мы уже видели, что английские купцы смогли закрепиться в Индии, потому что мы поощряли их. Когда наши князья сражались друг против друга, они искали помощи у могущественной Компании. Эта корпорация была одинаково опытна и в коммерции и в войне. Ее не стесняли моральные соображения. Ее цель была - расширять торговлю и делать деньги. Она принимала нашу помощь и увеличивала число товарных складов. Для их охраны она держала армию, которую мы также использовали. Стоит ли обвинять англичан за то, что мы делали в то время? Индусы и мусульмане были тогда друг с другом на ножах. Это также благоприятствовало Компании, и, таким образом, мы сами создали условия, которые обеспечили Компании контроль над Индией. Поэтому будет более правильным сказать, что мы не утратили Индию, а сами отдали ее англичанам.

Читатель: Не скажете ли вы мне теперь, почему они способны удерживать Индию?

Редактор: Причины, благодаря которым они получили Индию, делают их способными и удерживать ее. Некоторые англичане говорят, что они овладели Индией и удерживают ее мечом. Оба эти утверждения ложны. Меч совершенно бесполезен для удержания Индии. Только мы удерживаем их. Говорят, что Наполеон назвал англичан нацией торгашей. Это верное определение. Все свои доминионы они держат ради торговли с ними, а их армия и флот предназначены для ее защиты. Когда в отношении торговли Трансвааль не представлял собой ничего заманчивого, покойный м-р Гладстон сказал, что было бы несправедливо, если бы англичане владели им. Когда эта страна стала выгодным торговым предприятием, ее сопротивление англичанам привело к войне. М-р Чемберлен вскоре открыл, что Англия пользовалась сюзеренитетом над Трансваалем. Рассказывают, что кто-то спросил покойного президента Крюгера, есть ли золото на луне. Он ответил, что это в высшей степени маловероятно, ибо, если бы оно там было, англичане захватили бы луну. Можно решить много проблем, если помнить, что деньги - их бог. Отсюда следует, что мы удерживаем англичан в Индии ради наших низменных эгоистических интересов. Нам нравится их торговля, они ловко угождают нам и получают от нас то, что хотят. Порицать их за это - значит увековечивать их власть. Мы еще больше укрепляем их власть, ссорясь между собой. Если вы согласитесь с изложенными выше положениями, то можно считать доказанным, что англичане пришли в Индию с целью торговать. Они остаются в ней для той же цели, и мы помогаем им в этом, а их оружие и боеприпасы совершенно излишни. В этой связи я напомню вам, что в Японии развевается британский, а не японский флаг. Англичане заключили договор с Японией ради торговли, и вы увидите, что, если им удастся, они весьма значительно расширят торговлю в этой стране. Они хотят превратить весь мир в обширный рынок для своих товаров. Верно и то, что они не могут этого сделать, но винить за это следует не их. Они не пожалеют никаких усилий, чтобы достигнуть этой цели.

Глава XIII. ЧТО ТАКОЕ ПОДЛИННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ?

Читатель: Вы осуждаете железные дороги, адвокатов и врачей. Вижу, что вы хотите отвергнуть также все машины. Тогда что же такое цивилизация?

Редактор: Ответ на этот вопрос нетруден. Я верю, что цивилизация, которая развилась в Индии, не может пройти бесследно в этом мире. Ничто не может сравниться с семенами, брошенными нашими предками. Рим исчез, Греция разделила ту же судьбу, могущество фараонов было сломлено, Япония подпала под влияние Запада, о Китае нечего сказать, но Индия, так или иначе, все еще в своей основе здорова.

Европейцы учатся по произведениям Греции и Рима - стран, которые лишились теперь своей былой славы. Стремясь учиться у них, европейцы воображают, что они сумеют избежать ошибок Греции и Рима. Их положение плачевно. В то же время Индия остается неизменной, и в этом ее слава.

Индию обвиняют в том, что ее народ настолько нецивилизован, невежествен и флегматичен, что невозможно побудить его к каким-либо переменам. В действительности это обвинение направлено против наших достоинств. Мы не осмеливаемся менять то, что мы испытали практикой и нашли истинным. Многие навязывали Индии свои советы, но она остается непоколебимой. В этом ее красота, это ее якорь спасения.

Цивилизация - это такое поведение, которое указывает человеку путь долга. Исполнение долга и соблюдение морали - взаимозаменяемые понятия. Соблюдать правила морали - значит господствовать над своими мыслями и страстями. Поступая так, мы познаем самих себя.

По-гуджаратски слово "цивилизация" означает "хорошее поведение". Если это определение правильно, как показали очень многие писатели, тогда Индии нечему учиться у кого бы то ни было, и так и должно быть.

Мы знаем, что ум - это беспокойное создание; чем больше он получает, тем большего он хочет и всегда остается неудовлетворенным. Чем больше мы потворствуем нашим страстям, тем более необузданными они становятся. Поэтому наши предки поставили предел потворству слабостям. Они понимали, что счастье, это главным образом состояние ума. Не обязательно человек счастлив, когда он богат, или несчастлив, когда он беден. Мы часто видим, что богачи несчастны, а бедняки счастливы. Миллионы людей всегда будут бедными. Видя все это, наши предки отучали нас от роскоши и наслаждений.

Мы обходимся таким же плугом, как и тысячи лет назад. У нас такие же хижины, какие были в прежние времена, и наше национальное воспитание остается таким же, как и прежде. В нашем жизненном укладе не было соперничества, которое отравляет существование. Каждый занимался своим делом или ремеслом и получал положенную плату.

Дело не в том, что мы не знали, как изобрести машины, но наши предки знали, что, если мы будем к этому стремиться, мы станем рабами и утратим наш моральный облик. Поэтому после долгого размышления они решили, что мы должны делать только то, что мы можем сделать нашими руками и ногами. Они понимали, что наше подлинное счастье и здоровье состоит в должном использовании рук и ног.

Они рассудили далее, что большие города - это западня и бесполезная обуза и что в них люди не будут счастливы, так как там появятся банды воров и грабителей, будут процветать проституция и пороки и богачи станут обирать бедных. Поэтому наших предков удовлетворяли небольшие деревни. Они знали, что сила оружия королей уступает силе нравственности, и поэтому земных монархов они ставили ниже мудрецов и аскетов.

Нации с такими качествами более подходит учить других, чем самой учиться у них.

У этой нации были суды, адвокаты, врачи, но число их было ограниченно. Каждый знал, что эти профессии не являются чем-то исключительным. Кроме того, эти вакилы и вайдьи не грабили народ, они считались слугами народа, а не его господами. Правосудие было в достаточной степени беспристрастным. Обычно придерживались правила не обращаться в суды. Не было людей, которые завлекали бы в суды. Это зло, так же как и другие, замечалось только в столичных городах и близ них. Простые люди жили самостоятельно и занимались земледелием. У них было подлинное самоуправление.

И Индия в той ее части, на которую не распространилась эта проклятая современная цивилизация, остается такой же, как прежде. Жители этой части Индии будут справедливо смеяться над вашими новомодными понятиями. Англичане не правят ими, так же как и вы никогда ими править не будете. Мы не знаем тех, от чьего имени говорим, так же как и они не знают нас. Я бы определенно посоветовал вам и людям, которые, подобно вам, любят родину, отправиться в ее внутренние области, еще не оскверненные железными дорогами, и пожить там полгода. Вы стали бы тогда патриотами и могли бы говорить о самоуправлении. Теперь вы знаете, что я понимаю под настоящей цивилизацией. Те, кто хочет изменить условия, которые я описал, - враги страны и грешники.

Читатель: Все было бы хорошо, если бы Индия была точно такой, как вы ее описали; но ведь страна, где существуют сотни девочек-вдов, где женят двухлетних детей, где двенадцатилетние девочки становятся матерями и хозяйками, где практикуется многомужие, где в обычае практика нийоги, где во имя религии девушки посвящают себя проституции, где во имя религии режут баранов и коз, - это тоже Индия. Считаете ли вы и это символами той цивилизации, которую вы описали?

Редактор: Вы ошибаетесь. Указанные вами недостатки и есть недостатки. Никто не принимает их за древнюю цивилизацию. Они сохраняются вопреки ей. Всегда были и будут попытки устранить их. Мы можем использовать новый дух, который в нас возник, для очищения от этих зол. Но то, что я вам описывал как символы современной цивилизации, признается в качестве таковых ее приверженцами. Индийская цивилизация была описана мной так, как ее описывали ее приверженцы. Ни в какой части мира и ни при какой цивилизации люди не достигали совершенства. Индийская цивилизация стремится возвысить нравственное существование, а западная цивилизация - распространить безнравственность. Западная цивилизация безбожна, индийская же основана на вере в бога. Понимая это и веря в это, каждый кто любит Индию, должен прильнуть к древней индийской цивилизации, как дитя к материнской груди.

Глава XIX. МАШИНЫ

Читатель: Поскольку вы говорите об изгнании западной цивилизации, я полагаю, вы скажете также, что нам не нужны машины.

Редактор: Поставив этот вопрос, вы коснулись раны, которая была мне нанесена. Я плакал, читая "Экономическую историю Индии" м-ра Датта. И когда я снова думаю о ней, у меня болит сердце. Именно машины довели Индию до нищеты. Трудно измерить вред, который причинил нам Манчестер. Индийские ремесла исчезли из-за Манчестера.

Но я ошибаюсь. Как можно винить Манчестер? Мы носили манчестерские ткани, поэтому их и ткали в Манчестере. Я был восхищен, когда читал о мужестве Бенгалии (*). В этом президентстве не было ткацких фабрик. Поэтому там смогли восстановить древнее ручное ткачество. Верно, конечно, что Бенгалия поощрила фабричную промышленность в Бомбее. Если бы Бенгалия объявила бойкот всем фабричным товарам, было бы намного лучше.

(* Имеется в виду движение свадеши. (Прим. к инд. изд.) *)

Машины начали разорять Европу. Разорение стучится в ворота Англии. Машины - главный символ современной цивилизации; они представляют собой великий грех.

Рабочие фабрик Бомбея стали рабами. Условия труда женщин на фабриках ужасающие. Эти женщины не голодали, когда не было фабрик. Если помешательство на машинах будет распространяться в нашей стране, она станет несчастной. Возможно, это сочтут ересью, но я обязан сказать, что для нас было бы лучше посылать деньги в Манчестер и пользоваться манчестерскими бумажными тканями, чем увеличивать число фабрик в Индии. Пользуясь манчестерскими тканями, мы просто тратим деньги, но воспроизводя Манчестер в Индии, мы экономим деньги ценою нашей крови, потому что в этом случае самая наша нравственность будет подорвана; в поддержку моего заявления я призываю в свидетели самих фабричных рабочих. Не похоже, чтобы те, кто накопил богатства благодаря фабрикам, были лучше других богатых людей. Было бы глупо предполагать, что индийский Рокфеллер будет лучше американского Рокфеллера. Обнищавшая Индия может стать свободной, но Индия, разбогатевшая с помощью безнравственности, едва ли вновь обретет свободу. Боюсь, нам придется признать, что состоятельные люди поддерживают британское правление, так как их интересы связаны с его упрочением. Деньги делают человека беспомощным. Другое явление - столь же вредное - половая невоздержанность. И то и другое - яд. Укус змеи менее опасен, чем эти два зла, потому что укус змеи только разрушает тело, тогда как деньги и половая невоздержанность разрушают тело и душу. Мы не должны, следовательно, радоваться перспективе роста фабричной промышленности.

Читатель: Следует ли в таком случае закрыть фабрики?

Редактор: Это трудно сделать. Уничтожить то, что уже установлено - нелегкая задача. Поэтому мы и говорим, что высшая мудрость - это не строить новых фабрик. Мы не можем осуждать фабрикантов, мы можем лишь пожалеть их. Было бы чрезмерным ожидать, чтобы они отказались от своих фабрик, но мы можем умолять их не расширять фабрики. Если бы они были хорошими людьми, они бы постепенно свертывали свои предприятия. Они могут установить в тысячах семей древние и священные ручные ткацкие станки и покупать ткань, произведенную таким способом. Если владельцы фабрик даже не сделают этого, народ может перестать пользоваться товарами машинной выработки.

Читатель: До сих пор вы говорили о ткани, изготовляемой машинами, но существует бесчисленное множество товаров машинной выработки. Нам придется или ввозить их или вводить машинное производство в нашей стране.

Редактор: В самом деле, даже наши боги делаются в Германии. Что же говорить о спичках, булавках и стеклянных изделиях? Я могу дать только один ответ. Что делала Индия до того, как все эти предметы были введены в обиход? То же самое следует делать и теперь. Пока мы не можем делать булавки без машин, до тех пор мы должны обходиться без булавок. Нам совершенно не понадобится великолепие стеклянных изделий, и мы, как в старину, будем делать фитили из доморощенного хлопка и пользоваться сделанными вручную глиняными блюдцами или лампами. Поступая так, мы сохраним зрение и деньги, поддержим свадеши и таким путем достигнем самоуправления.

Не следует представлять дело так, будто все люди одновременно поступят таким образом, или что кто-нибудь сразу откажется от всех товаров машинной выработки. Но если эта мысль правильна, мы всегда найдем, от чего мы можем отказаться, и постепенно перестанем пользоваться этими предметами. Тому, что сделают немногие, будут подражать другие, и движение будет расти подобно кокосу из задачи по арифметике. То, что делают руководители, охотно будет делать и народ. Дело это несложное и нетрудное. Нам с вами не следует ждать, пока мы сумеем повести за собой других. В проигрыше будут те, кто не будет этого делать; а те, которые хотя и поняли истину, все же не будут этого делать, заслужат названия трусов.

Читатель: А как быть с трамваями и электричеством?

Редактор: Сейчас это запоздалый вопрос. Он ничего не выражает. Если мы будем обходиться без железных дорог, нам придется обходиться и без трамваев. Машины - как змеиная нора, которая может содержать от одной до сотни змей. Там, где машины, там и большие города, там трамваи и железные дороги, и только там вы видите электрический свет. Ничем этим английские деревни похвастаться не могут. Честный врач вам скажет, что там, где развиваются искусственные средства передвижения, страдает здоровье людей. Помнится, когда в одном европейском городе ощущался недостаток в деньгах, доходы трамвайных компаний, адвокатов и докторов понизились, а жители стали здоровее. Я не могу припомнить ничего положительного, связанного с машинами. О зле, которое приносят машины, можно писать целые тома.

Читатель: Хорошо это или плохо, что все, что вы говорите, будет напечатано с помощью машин?

Редактор: Это один из примеров, который показывает, что иногда яд применяется в качестве противоядия. Он не может служить положительным примером, связанным с применением машин. Когда действие противоядия истекает, машины говорят нам: "Остерегайтесь и избегайте нас. Мы не принесем нам никаких выгод, а выгода, которую может принести печатание, пойдет на пользу только тем, кто помешан на машинах".

Не забывайте поэтому главного. Необходимо осознать, что машины приносят вред. Поняв это, мы сумеем постепенно отделаться от них. Природа не дала нам никакого средства для того, чтобы мы сразу могли достичь желанной цели. Если, конечно, вместо того чтобы приветствовать машины как благо, мы будем считать их злом, они, в конце концов, исчезнут.

Глава XX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(* Заключение дано не полностью. *)

Читатель: Узнав ваши взгляды, я прихожу к выводу, что вы могли бы создать третью партию. Ведь вы не крайний и не умеренный.

Редактор: Это заблуждение. Я совсем не думаю о третьей партии. Мы не думаем ведь все одинаково. Мы не можем сказать, что все умеренные придерживаются одинаковых взглядов. И как те, чья единственная цель - приносить пользу, могут иметь партию? Я мог бы принести пользу и умеренным и крайним. А в тех случаях, когда я расходился бы с ними, я почтительно изложил бы им свою точку зрения и продолжал бы заниматься своим делом.

Читатель: Что бы вы тогда сказали обеим партиям?

Редактор: Я бы сказал крайним: "Я знаю, что вы хотите для Индии самоуправления. Но тщетно вы будете его просить - так вы его не получите. Каждому придется самому добиваться свараджа. То, что другие могут получить для меня, это не самоуправление, а чужое управление; поэтому было бы неверно, если бы вы сказали, что получили сварадж, просто изгнав англичан. Я уже описал подлинную природу самоуправления. Вы никогда его не достигнете силой оружия. Грубая сила несвойственна Индии. Вам, следовательно, придется положиться целиком на силу духа. Вы не должны думать, что на каком-либо этапе нужна сила для достижения нашей цели".

Умеренным я бы сказал: "Заниматься только подачей петиций унизительно; вы тем самым признаете свое подчиненное положение. Сказать, что британское правление необходимо - это почти равносильно отрицанию божественного начала. Мы не можем сказать, что кто-нибудь или что-нибудь, кроме бога, необходимо. Кроме того, здравый смысл должен был бы подсказать: заявлять теперь, что присутствие англичан в Индии необходимо, значит делать их тщеславными.

Если англичане со всеми пожитками покинут Индию, не следует полагать, что Индия потерпит урон. Возможно, что люди, которые вынуждены соблюдать мир под давлением англичан, после их ухода начнут борьбу. Нет смысла сдерживать извержение вулкана, - оно должно произойти. Следовательно, если прежде чем мы сможем жить в мире, нам суждено бороться между собой, лучше, чтобы мы так и поступили. Нет никаких оснований для того, чтобы третья партия защищала слабого. Именно эта так называемая защита расслабила нас. Такая защита может сделать слабого лишь еще слабее. Если мы не поймем этого, у нас не может быть самоуправления. Перефразируя мысль одного английского богослова, скажу, что анархия при самоуправлении лучше, чем упорядоченное правление иностранцев. Только смысл, который ученый богослов придавал самоуправлению отличен от моего понимания индийского самоуправления. Мы должны знать сами и научить других, что мы не хотим тирании ни английского, ни индийского управления".

Если бы это осуществилось, тогда и крайние и умеренные могли бы объединиться. Нет никаких причин бояться друг друга или не доверять друг другу.

Читатель: Что же тогда сказали бы вы англичанам?

Редактор: Им бы я почтительно сказал: "Я признаю, что вы мои правители. Нет необходимости обсуждать вопрос, удерживаете ли вы Индию с помощью меча или с моего согласия. У меня нет никаких возражений против того, чтобы вы оставались в моей стране, но хотя вы и правители, вам придется остаться в качестве слуг народа. Не мы должны поступать так, как вы хотите, а вы должны поступать так, как хотим мы. Вы можете сохранить богатства, которые выкачали из нашей страны, но вам не разрешается выкачивать их впредь. Вашей функцией будет, если вы захотите, управление Индией, но вы должны оставить мысль об извлечении из нашей страны коммерческой прибыли. Мы считаем, что цивилизация, которую вы поддерживаете, есть прямая противоположность истинной цивилизации. Мы считаем, что наша цивилизация намного выше вашей. Если вы признаете эту истину, это пойдет вам на пользу, если же нет, то согласно вашей же пословице, вам следовало бы вести в нашей стране такой же образ жизни, какой ведем мы (*). Вы не должны делать ничего такого, что противоречит нашим религиям. Ваш долг как правителей заключается в том, чтобы воздерживаться от употребления говядины ради индусов и избегать употребления бекона и ветчины ради мусульман. До сих пор мы ничего не говорили, потому что были запуганы, но вы не должны думать, что вы своим поведением не оскорбляете наших чувств. Мы выражаем наши чувства не из низменных эгоистических интересов или страха, а потому что наш долг сейчас - говорить смело. Мы считаем ваши школы и суды бесполезными. Мы хотим, чтобы были восстановлены наши старинные школы и суды. Общий язык для Индии - хинди, а не английский. Следовательно, вы должны изучать его. Мы можем общаться с вами только на нашем национальном языке.

(* Имеется в виду пословица: "Находясь в Риме, поступай так, как поступают римляне". (Прим. к инд. изд.) *)

Для нас непереносима мысль, что вы тратите деньги на железные дороги и армию. У вас нет никаких оснований поступать так. Вы, может быть, боитесь России, но мы не боимся ее. Если она придет, мы за ней присмотрим. Если вы будете с нами, мы сможем принять ее совместно. Мы не нуждаемся в европейских тканях. Мы обойдемся товарами, изготовленными дома. Вы не можете одним глазом присматривать за Манчестером, а другим за Индией. Мы можем работать совместно только в том случае, если наши интересы сходятся.

Мы высказали вам все это без высокомерия. У вас огромные военные ресурсы. Мощь вашего флота несравненна. Если бы мы хотели бороться с вами вашим собственным оружием, мы не были бы в состоянии сделать это, но если почтительно изложенное выше для вас неприемлемо, мы перестанем играть роль управляемых. Вы можете, если хотите, изрезать нас на куски. Вы можете разорвать нас в клочья, привязав к жерлам пушек. Но если вы будете действовать вопреки нашей воле, мы не станем вам помогать, а без нашей помощи, мы знаем, вы не сумеете сделать ни шагу.

Вероятно, опьяненные своей властью, вы посмеетесь над всем этим. Возможно, мы не сможем сразу вас разуверить, но если у нас сохранится хоть сколько-нибудь мужества, вы скоро увидите, что ваше опьянение губительно и что ваши насмешки на наш счет - это помрачение ума. Мы верим, что в глубине души вы принадлежите к религиозной нации. Мы живем в стране, которая стала родником религий. Не стоит говорить о том, как мы оказались вместе, но мы могли бы извлечь взаимную пользу из наших отношений.

Вы, англичане, пришедшие в Индию, не лучшие образцы английской нации; также и мы, почти наполовину англизированные индийцы, мы не можем рассматриваться как лучшие образцы подлинно индийской нации. Если бы английский народ знал все, что вы сделали, он бы высказался против многих ваших действий. Массы индийцев мало общались с вами. Если вы оставите вашу так называемую цивилизацию и обратитесь к вашим собственным священным книгам, вы обнаружите, что наши требования справедливы. Вы можете остаться в Индии только при условии, что вы полностью удовлетворите наши требования, и, если вы останетесь на этих условиях, мы научимся кое-чему от вас, а вы многому научитесь от нас. Поступая так, мы принесем пользу друг другу и всему миру. Но это случится только в том случае, если корнями наши отношения будут уходить в религиозную почву".

Читатель: Что вы скажете нации?

Редактор: А что такое нация?

Читатель: Для наших целей, это та нация, о которой мы с вами думали, т. е. те из нас, которые подвержены влиянию европейской цивилизации и страстно стремятся получить самоуправление.

Редактор: Этим людям я бы сказал: "Только те индийцы, которые проникнуты подлинной любовью, смогут говорить англичанами так, как указано выше, не испытывая чувства страха; а сказать, что индийцы проникнуты любовью, можно только о тех, которые сознательно верят, что индийская цивилизация - самая лучшая, а европейская цивилизация - это только "злоба дня". Такие эфемерные цивилизации часто приходили и уходили, так будет и впредь. Проникнутыми любовью индийцами можно считать только тех, кто, испытав свою силу духа, не съежится от страха перед грубой силой и ни в коем случае не пожелает применять грубую силу. Проникнутыми любовью индийцами можно считать только тех, кто, уже испив чашу яда, испытывает глубокую неудовлетворенность существующими жалкими условиями жизни".


М. К. Gandhi, Young India 1919-1922, стр. 866-869. Главы из брошюры "Хинд сварадж" взяты из кн.: Mahatma Gandhi, The Collected Works, vol. X, стр. 6-68.

        ¶Мохандас Карамчанд Ганди. 
        "Хинд Сварадж", или Индийское самоуправление §

----------------------------------------------------------------------------
    Date:  26 июля - 1 августа 2003
    Name:  "Хинд Сварадж", или Индийское самоуправление (главы из книги)
    Пер:   с английского О. В. Мартышина, сверка пер. Л. И. Зубковой
    Изд:   Ганди М. К. Моя жизнь, М., "Наука", Глав. ред. вост. лит-ры, 1969
    OCR:   Адаменко Виталий (adamenko77@mail.ru)
----------------------------------------------------------------------------
Джерело:
https://www.indostan.ru/biblioteka/3_2048_0.html