Ганди М. К.
из письмо к Г. С. Л. Полаку

[Лондон] 14 октября 1909 г.

Ганди предлагает нижеследующие тезисы, не уточняя, являются ли они обобщением речи, произнесенной накануне, или результатом размышлений, произошедших после описанной встречи. Сопоставление этих тезисов с пересказом речи, произнесенной Ганди на упомянутой встрече, выявляет значительные несоответствия между двумя текстами. Следовательно, Ганди излагает в тезисах, помещенных в этом письме, результаты новых размышлений на тему Восток–Запад, произошедших в течение дня после его выступления и дискуссий на упомянутой встрече.

(1) Нет непреодолимого барьера между Востоком и Западом.
(2) Нет такого явления, как западная или европейская цивилизация, но есть современная цивилизация – совершенно материальная.
(3) Народы Европы прежде чем они были затронуты современной цивилизацией, имели много общего с народами Востока, во всяком случае, с народом Индии; и даже сегодня европейцы, которых не коснулась современная ци- вилизация, намного лучше способны общаться с индийцами, чем отпрыски таковой цивилизации.
(4) Индией управляет не британский народ, а современная цивилизация с помощью железных дорог, телеграфов, телефонов и почти всех изобретений, претендующих на то, чтобы быть триумфом цивилизации.
(5) Бомбей, Калькутта и другие главные города Индии – настоящие рассадники заразы.
(6) Если завтра британское правление будет заменено на индийское, основанное на современных методах, Индия не станет лучше, разве что она будет способна вернуть часть денег, увезённых в Англию; но тогда индийцы превратятся всего лишь во второе или пятое издание Европы или Америки.
(7) Восток и Запад только и могут встретиться и действительно встретятся, когда Запад поч- ти полностью выбросит за борт современную цивилизацию. Между ними также может произойти кажущаяся встреча, когда Восток примет современную цивилизацию. Но эта встреча была бы вооруженным перемирием, таким же, как, скажем, между Германией и Англией – обе нации живут в Чертоге смерти, чтобы одной из них избежать уничтожения со стороны другой.
(8) Для любого человека или любой группы людей начинать или помышлять о преобразовании целого мира – это просто дерзость. Пытаться сделать это с помощью искусных изобретений и высоких скоростей – пытаться осуществить невозможное.
(9) Возрастание материального комфорта, как это повсеместно можно установить, никоим образом не способствует моральному росту.
(10) Медицинская наука – это концентрированная сущность чёрной магии. Знахарство бесконечно более предпочтительно в сравнении с высоким медицинским искусством.
(11) Больницы – это инструменты, используемые дьяволом в его целях, чтобы сохранять собственное царство. Они продлевают порок, страдание, деградацию и настоящее рабство.
(12) Я полностью сбился с пути, когда решил, что должен получить медицинские знания. Для меня было бы грешно принимать любое участие в отвратительных делах, творящихся в госпиталях.
Если бы не было больниц для лечения венерических заболеваний и даже туберкулёза, у нас было бы меньше туберкулёза и половой распущенности.
(13) Спасение Индии заключается в том, чтобы разучиться всему, чему она научилась за последние пятьдесят лет.
Железные дороги, телеграфы, больницы, адвокаты, врачи и всё подобное им должны исчезнуть, а так называемые высшие классы долж- ны научиться жить совестливой, религиозной и сознательно упрощенной крестьянской жизнью, осознавая, что такая жизнь приносит подлинное счастье.
(14) Индийцы не должны носить одежду машинного производства, сделана ли она на евро- пейских или на индийских фабриках.
(15) Англия может помочь Индии в этом, и тогда она оправдает своё владение этой страной. Кажется, сегодня многие в Англии думают подобным образом.
(16) У мудрецов древности была истинная мудрость – они так упорядочили общество, чтобы ограничивать материальные условия жизни народа: грубый плуг, который, возможно, был пять тысяч лет назад – это плуг современного землепашца. В этом заключается спасение. Люди в та- ких условиях долго живут в состоянии большего мира, нежели Европа после того, как она обратилась к современной деятельности, и я чувствую, что каждый просвещённый человек и, конечно, каждый англичанин может, если решится, понять эту истину и действовать согласно ей.
Ссылки к письму
11 Как индуист, Ганди придерживался представления о реинкарнации.
12 Гуджарати – один из новоиндийских языков; официальный язык Гуджарата, откуда Ганди был родом.


Джерело?
Два письма Ганди: Gandi_leter_1909.pdf