Авторский блог Александр Дугин
00:03 31 мая 2022

Государство-Цивилизация

Континент-Россия и многополярный мир

Александр Гелич Дугин
Александр Дугин - (род. 7 января 1962, Москва, СССР) — российский общественный деятель, философ, политолог, социолог. Профессор, и. о. заведующего (2009—2014) кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лидер Международного Евразийского движения.

Политическая деятельность Дугина направлена на создание Евразийской Сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз.

СВО (Специальная Военная Операция(?) по единодушному мнению компетентных специалистов в Международных Отношениях является последним и решающим аккордом в процессе перехода от однополярного мира к многополярному (для россии(?).

Многополярность подчас кажется интуитивно понятной, но как только мы пытаемся давать точные определения или корректное теоретическое описание, все становится менее очевидным. Я полагаю, что сегодня как никогда актуальна моя работа «Теория многополярного мира». Но поскольку люди читать разучились – особенно объемные теоретические тексты, я попробую поделиться главными положениями.

Главным актором многополярного миропорядка является
Государство-Цивилизация (Civilization State).

Главным актором многополярного миропорядка является не национальное государство (как в теории реализма в Международных Отношениях), но и не единое Мировое Правительство (как в теории либерализма в Международных Отношениях). Им является Государство-Цивилизация (Civilization State). Другие названия для этого – «большое пространство», «Империя», «экумена».

Термин «Государство-Цивилизация» чаще всего применяется к Китаю. Причем как к древнему, так и к современному. Еще в древности китайцы разработали теорию «Тьянся» (天下), «Поднебесной», согласно которой Китай является центром мира, будучи местом встречи единящего Неба и разделяющей Земли. Причем «Поднебесная» может быть единым государством, а может раскладываться на составляющие, а потом собираться заново. Кроме того собственно ханьский Китай выступает как культурообразующее начало и для соседних народов, которые напрямую в Китай не входят – прежде всего для Кореи, Вьетнама, стран Индокитая и даже довольно самостоятельной Японии.

Национальное государство – это продукт европейского Нового времени, а в некоторых случаях постколониальная конструкция. Государство-Цивилизация имеет древние корни и… неопределенные меняющиеся границы. Государство-Цивилизация подчас пульсирует – то расширяясь, то сужаясь, но всегда оставаясь постоянным явлением. (Вот что прежде всего прочего надо знать о нашей СВО.)

Современный Китай ведет себя в международной политике строго по принципу «Тьянся». Инициатива «Один путь, один пояс» - яркий пример того, как это выглядит на практике. А китайский интернет, отрубающий на входе в Китай любые сети и ресурсы, которые могли бы ослабить цивилизационную идентичность, демонстрирует, как выстроены защитные механизмы.


Государство-Цивилизация может вступать во взаимодействие с внешним миром, но никогда не впадает от него в зависимость и всегда сохраняет самодостаточность, автономию и автаркию (самообеспеченность; самодостаточность).

Государство-Цивилизация всегда больше, чем просто государство и в пространственном и во временном (историческом) выражении.

Россия всё больше тяготеет к такому же статусу. После начала СВО это стало уже не просто благопожеланием, но насущной необходимостью. Как и в случае Китая Россия имеет все основания претендовать на то, чтобы быть именно цивилизацией. Эта теория полнее всего развита русскими евразийцами, которые ввели понятие «государство-мир» или - что тоже самое - «русский мир». Континент-Россия. Собственно, концепт Россия-Евразия и есть прямое указание на цивилизационный статус России. Россия больше чем национальное государство (каким является РФ). Россия – это отдельный мир.

Россия была цивилизацией в эпоху Империи, и оставалась ей в советское время. Идеологии и режимы менялись, но идентичность оставалась прежней.

Борьба за Украину это не что иное как борьба за Государство-Цивилизацию. Тем же является и мирное Союзное Государство России и Белоруссии и экономическая интеграция постсоветского евразийского пространства.

Из Государств-Цивилизаций состоит многополярный мир. Это своего рода мир миров, мегакосмос, включающий в себя целые галактики. И здесь важно определить, сколько таких Государств-Цивилизаций даже теоретически может существовать?

Безусловно, к такому типу относится Индия, типичное Государство-Цивилизация, обладающее и сегодня достаточным потенциалом для того, что стать полноценным актором международной политики.


Далее Исламский мир – от Индонезии до Марокко. Здесь дробление на государства и разные этнокультурные анклавы пока не позволяет говорить о политическом единстве. Исламская цивилизация есть, а вопрос о ее собрании в Государство-Цивилизацию довольно проблематичен. Более того, история ислама знает несколько типов Государств-Цивилизаций – от халифата (Первого, Омейядского, Аббасидского и т.д.) до трех составляющих Империи Чингисхана, обращенных в ислам (Золотая орда, государство Ильханов и Чагатайский улус), Персидской державы Сефевидов, государства Великих Моголов и наконец, Османской Империи. Начерченные однажды границы во многом актуальны и сейчас. Но процесс собирания их в единую структуру требует значительного времени и усилий.

В таком же положении находятся и Латинская Америка, и Африка – две макроцивилизации, остающиеся довольно разделенными. Но многополярный мир так или иначе подтолкнет интеграционные процессы во всех этих зонах.


Теперь самое главное: что делать с Западом? Теория Многополярного Мира в номенклатуре теорий Международных Отношений на современном Западе отсутствует.

Сегодня доминирующей парадигмой там является либерализм, который вообще отрицает любой суверенитет и любую автономию, отменяет цивилизации и религии, этносы и культуры, заменяя их принудительно либеральной идеологией, концепцией «прав человека», индивидуализмом (в пределе приводящим к гендерной и трансгендерной политике), материализмом и техническим прогрессом, возведенным в высшую ценность (Искусственный Интеллект). Цель либерализма в том, чтобы упразднить национальные государства и учредить на основании западных норм и правил Мировое Правительство.

Этой линии придерживается Байден и современная Демпартия в США, а также большинство европейских правителей. Это и есть глобализм. Он категорически отвергает Государство-Цивилизацию и любой намек на многополярность. Поэтому Запад и готов к войне с Россией и с Китаем. В каком-то смысле эта война идет уже и сейчас – на Украине и в Тихом океане (проблема Тайваня), но пока с опорой на прокси-акторов.

На Западе есть и другая влиятельная школа – реализм в Международных Отношениях. Здесь национальное государство считается необходимым элементом миропорядка, но суверенитетом обладают только те, кто смог достичь высокого уровня экономического, военно-стратегического и технологического развития – почти всегда за счет других. Если либералы видят будущее в создании Мирового Правительства, то реалисты – в альянсе ведущих западных держав, устанавливающих глобальные правила в своих интересах. И снова -- и в теории, и на практике, Государство-Цивилизация и многополярный мир категорически отвергаются.

Это создает фундаментальную коллизию уже на уровне теории. А отсутствие взаимопонимания здесь ведет к самым радикальным последствиям на уровне прямого столкновения.


В глазах сторонников многополярности Запад – это тоже Государство-Цивилизация или даже два – Северо-Американское и Европейское. Но интеллектуалы Запада с этим не согласны: у них нет для этого теоретического фрэйма – они знают либо либерализм, либо реализм, и никакой многополярности.

Однако и среди западных теоретиков есть исключения – такие как Самуэль Хантингтон или Фабио Петито. Они – в отличие от подавляющего большинства - признают многополярность и появление новых акторов в лице цивилизаций. Это радует, поскольку через такие идеи можно перекинуть мост от сторонников многополярности (России, Китая и т.д.) к Западу. Такой мост по меньшей мере сделает переговоры возможными. Пока же Запад категорически отвергает многополярность и само понятие Государства-Цивилизации, разговор будет вестись только на уровне столкновения грубой силы – от боевых действий до экономической блокады, информационных и санкционных войн и т.д.

Последнее.
Чтобы победить в этой войне и отстоять себя, Россия сама должна прежде ясно осмыслить многополярность. Мы уже воюем за нее, а все еще до конца не поняли, что это такое. Необходимо срочно распустить либеральные think tank, созданные в горбачевско-ельцинский период, и основать новые – многополярные. Также необходимо перестроить саму образовательную парадигму – прежде всего в МГИМО, МГУ, РУДН, Институте Мориса Тореза, Дипломатической Академии и профильных ВУЗах. И наконец, по-настоящему обратиться к развернутой и полноценной евразийской школе мысли, которая доказала свою максимальную релевантность, но против которой продолжают бороться явные и скрытые атлантисты и глубоко проникшие в наше общество иностранные агенты.



СВО(?) : 'Специальная Военная Операция'
'Союз Возрождения Отечества'?
https://katehon.com/ru/article/gosudarstvo-civilizaciya
https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:MZwwtqReKjwJ:https://zavtra.ru/blogs/gosudarstvo-tcivilizatciya&cd=8&hl=uk&ct=clnk&gl=ua

СВО (специальная соенная сперация) — это навсегда — "пришла Славянофильская Парадигма!"

Иначе: "Конфликт с Западом — это навсегда, не пока мы решим свои цели на Украине, а вообще!

Сейчас, в начале, нам надо давать ответ на вопрос 'Что мы там делаем на Украине?'

Но далее, нам надо давать ответ на то 'Как нам жить вне Запада по всем аспектам?'

И насколько наша культура полностью пронизана ядом Либедальным Постмодерном, русофобией — фактически расизмом и неонацизмом, только либеральнім, без прославления какой-то отдельной нации.

Даже если мы поставим на колени, голод устроим всему Запад — это не значит что всё кончится. Ситуация будет обостряться. Т.е. СВО это не событие черезвычвйное, — это образ жизни. Мы вступили в СВО — это время, это наша история.

Александр Дугин

Джерело:
СВО — это навсегда. Дугин